Информограф Хазарской Библиографии

В Информографе представлены тексты, в которых даётся информацмя о хазарах. Тексты представлены в алфавитном порядке по каждому автору. В конце текстов в склбках указаны авторы, в работах которых эти тексты упоминаются.

Name:
Location: Москва, Россия, Russia

Информограф - это вид энциклопедии. Только статьи здесь собраны из цитат.

Friday, October 27, 2006

Павич - Рычка

Павич - Рычка


Павич М. Xaзapcкий cлoвapь. Жypнальная вepcия.

Павич М. Издание caйтa Xaзарского oпoлчения.

Павич М. Хазарский словарь. Мидорад Павич. Роман-лексикон в 100 000 слов. Мужская версия. (реконструкция издания 1691 г.) Перевод с сербскохорватского Ларисы Савельевой Санкт-Петербург. Издательство "Азбука". Книжный клуб "Терра". 1997 г. Lexicon Cosri (Словарь словарей о хазарском вопросе) Реконструкция первоначального издания Даубманнуса от 1691 года (уничтоженного в 1692 году) с дополнениями до новейшего времени. Материалы XVII века, использованные в словаре, недостоверны, они в максимально возможной мере построены на легендах сербских и еврейских.

Пазднеев Д. Исторический очерк уйгуров (до китайским источникам). СПб., 1899 (1900). (Артамонов)

Папаскиви 3.В. "Варанги" грузинской "Летописи Картли" и некоторые вопросы русско-грузинских контактов в XI в. // История СССР. 1981. No 3. Пархоменко В. А. У истоков русской государственности (XIII-XI вв.) Л., 1924. (Кестлер)

Парпеци Лазарь. Ни Фауст Византийский, ни Егише, ни Лазарь Парпеци не знают ни хазар, ни кагана, упомянутых в Истории Армении Моисея Хоренского, хотя в числе северных варваров им известны уже наряду с аланами - гунны.

Пархоменко В. "Kievskaya Rus' i Xazariya (Rol' xazarskogo torgovogo kapitala v istorii Kievskoy derzhavy)." Slavia 6 (1927-1928). Приписывал хазарам решающее значение в сложении Русского государства. (Артамонов) (Rus) (Brook)

Пархоменко В. Начало христианства на Руси, Полтава, 1913. (Артамонов)

Пархоменко В.А. У истоков русской государственности. Л. 1924; и др. К трудам , вышедшим в 20-30 гг. XX столетия относятся работы по вопросам русско-хазарских отношений В. А. Пархоменко. Последний приписывал хазарам решающее значение в сложении Русского государства. Пожалуй, самый плодовитый из советских историков Древней Руси в 20--30-е гг., старался доказать важную роль в становлении Древнерусского государства хазар. В этом он, по сути дела, продолжал взгляды тех дореволюционных авторов, которые пытались найти какую-то альтернативу норманнской теории. (Астайкин) Артамонов. История хазар) (Новосельцев)

Пархоменко О.В. и Березовец Д.Т. Салтовская культура // Археология Украинской ССР. Т. 3. - Киев: Наукова думка. 1985. (Крыганов)

Патаракин E. Toлкoвания Baшeгo дня пo Xaзapcкoмy cловарю.

Патканов К.П. Армянская география VII в. по Р.Х., приписывавшаяся Моисею Хоренскому. СПб., 1877. Патканьян, Patkanoff S., Patkanian. 1877: Marquart. Eransahr. Перевод Армянской географии VII в. по Р.X. (Астайкин) (Бариев) (Артамонов) (Новосельцев)

Патканов К.П. Ванские надписи и их значение // ЖМНП. ССХХХ. Отд. 2. С. 263. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber. 1879. (Артамонов)

Патканов К.П. Из нового списка Географии, приписываемой Моисею Хоренскому // ЖМНП. 1883, март. Географии. Вероятным автором в Армянской географии» считается Анания Ширакаци, живший в VII в. (Артамонов) (Бариев). (Астайкин)

Патканьян К.П. История Агван Моисея Каганкатваци. Пер. К. Патканьяна, СПб., 1861. Моисей Каганкатваци, писатель 10 века.

Патканьян К.П. История халифов вардапета Гевонда, писателя 8 века. Пер. К. Патканьяна, СПб., 1862.

Патканьян К.П. Опыт истории династии Сасанидов Опыт истории по сведениям, сообщаемым армянскими писателями // Труды Восточного отделения РАО. 1869. Т. 14. В одном рукописном календаре сказано: «Армянское летосчисление началось с 22 года царствования Хосроя Великого». (Артамонов) (Астайкин)

Пахомов Е.А. Археологические экспедиции по районам АССР // Изв. Аз ер б. филиала АН СССР. 1938. № 3. (Артамонов)

Пахомов Е.А. До дослiдження Дагестаньской стiни // Схиднiй свiт. 1930. № 10-11. (Артамонов)

Пахомов Е.А. К истолкованию пехлевийских надписей Дербента // Изв. Азерб. научно- иесл. ин-та. Т. 1. Вып. 2. Баку, 1926. (Артамонов)

Пахомов Е.А. Крупнейшие памятники сасанидекой архитектуры в Закавказье. Проблемы ГАИМК. 1933. N° 9-10. Вдоль Каспийского побережья до сих пор сохранились остатки многочисленных укреплений и оборонительных линий, сооруженных для заграждения прохода между морем и горами. К северу от Апшеронского полуострова, там, где горы очень близко подходят к морскому берегу, на вершине крайней скалы, находящейся всего на 1,75 км от воды и известной под именем Беш-Бармак, сохранились развалины так называемого святилища Хызр-Зинде, а на покатом плато и склонах горы остатки стен и башен, выстроенных из небольших камней. От подошвы горы к морю тянутся два параллельных глинистых вала, находящихся в 220 м один от другого. В промежутке между ними на поверхности встречаются черепки сосудов и обломки обожженных кирпичей, свидетельствующие, что здесь находилось поселение. (Артамонов)

Пахомов Е.А. О Дербентском княжестве ХП-ХШ вв. Изв. АзГНИ Баку. 1930. Т. 1. Вып. 2. (Артамонов)

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968. С. 95; Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времени Святослава // Древнейшие государства на территории СССР, 1975. М., 1976. (Новосельцев) (Астайкин)

Пашуто В.Т., Новосельцев А.П., Черепнин Л.В., Шушария В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. (Новосельцев)

Пелта-Гeллep. Уpoки Идишa. Zachary Pelta-Heller is a recent graduate of Brandeis University, currently teaching first grade in a Manhattan private school. His work has been featured in several print publications, including Lilith magazine, and he is pursuing a career in magazine journalism. Интернет. 2005.

Пельо П. «Каталог документов Дуньхуана в библиотеке Парижа». В 1907 - 1920 гг. П. Пельо был издан «Каталог документов Дуньхуана в библиотеке Парижа», который до 60-х годов XX века считался наиболее полным и фундаментальным. Тибетская географическая рукопись из фонда Пельо № 1283. Эта рукопись составлена из пяти докладов послов царя хоров (Тогонского царя) и содержит описание "царств и племен, обитающих на Севере". Доклады удачно выделены Дж. Клосоном, исходившим из особенностей подачи материала в тексте. Первый доклад содержит сведения, являвшиеся уже в VIII в. историческими, касавшимися первой половины VII в., т.е. эпохи первого каганата, на что указывают список племен и описание исторической ситуации. В 1907 году французский синолог Поль Пельо , посетив Дуньхуан, вывез большое количество предметов культуры и искусства в Париж, отправив в Пекин лишь некоторые из них. Эти предметы в настоящее время находятся в Париже, в Национальном музее, Лувре и музее Гимэ. Некоторые предметы были куплены русским консулом С.Ф.Косаревым и вывезены в Россию в 1909 году. Благодаря экспедициям П. Пельо Франция занимала ведущее место среди других европейских стран в области изучения стенописи Дуньхуана. Французская школа изучения стенописи Дуньхуана весьма серьезна и основательна, в 1973 г. по инициативе ученых был создан специальный государственный научный центр по изучению Дуньхуана, получивший название «Группы по изучению документов Дуньхуана». Первостепенной задачей эти ученые ставили перед собой не только исследование школы Дуньхуана, но наведение порядка и составление каталога документов. Так, в 1907 - 1920 гг. П. Пельо был издан «Каталог документов Дуньхуана в библиотеке Парижа», который до 60-х годов XX века считался наиболее полным и фундаментальным. Затем ученый Цзо Цзинцюань вместе с другими написал книгу «Каталог книги Дуньхуана Пельо, которая сохранилась в Парижской государственной библиотеке до наших дней». Первый том посвящен экспедиции французского ученого П. Пельо и его экспедиции в Дуньхуане. Книга издана в 1920 - 1924 годах. С 1981 года во Франции началось издание шеститомного сочинения «Описание пещер Дуньхуана» П. Пельо, которое содержит ценные исторические сведения и документы, способствующие изучению ситуации в Дуньхуане в XX веке. Французские ученые тщательно изучали не только искусство Китая, но его политику, экономику, религиозные представления, что нашло отражение в изданных ими книгах. (Клоссон)

Перипл Чёрного моря анонимный. По указанию анонимного перипла Черного моря, относящегося к V в., по черноморскому побережью в окрестностях современных Анапы и Геленджика жили евдуснане, говорившие на готском и таврском языках. Это и есть те готы, которых другие источники называют тетракситами (Васильевский. Труды. Т. 4.; Васильев. Готы в Крыму. (Артамонов)

Петр Патриций. 854 г. Византийские историки Дексипп, Эвнапии, Олимодор, Мэлх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннес и Феофан Византиец, переведенные с греческого Спиридоном Дестунисом. Примеч. Гавриила Дестуниса. Иждивением Духовного ведомства. СПб., 1860. Византийский историк Петр Патриций, Каратак, изумленный «великолепием и роскошью домов», воскликнул: «Зачем же вы, обладая владениями премногими и прекрасными, рветесь к нашим скудным хижинам?» (Артамонов) (Астайкин) (Плетнёва) (Комар В.)

Пётр Сюнийский. К. Патканов считает, что сообщение "Истории агван" о хазарах, так же как и аналогичный рассказ Стефана Орбелиани, писавшего в XII веке, может восходить к несохранившемуся сочинению Петра Сюнийского, жившего в IV веке (Егише). Действительно, сообщение о хазарах и тут и там изложено в связи с рассказом о разбойничьем набеге сюнийского князя Андока на персидскую столицу Тиссабон (Ктесифон) и о последующем затем подвиге сына этого князя Бабика, в войне с гуннами заслужившего милость царя. Нерсес на четвертом году своём созвал церковный собор в Довине (Двинский Собор). Главами этого собора были Пётр Сюнийский, Нершапух Таронский, Абд-Ишо Санасунский. В это время и сирийцы созвали церковный собор в Месопотамии. (Патканов) (Мих. Сириец) (Артамонов)

Петрос Картог. Писатель первой половины VI в. По поводу оногур занявших западную часть степей Азовско-Каспийского междуморья есть легендарное сообщение в недошедшем до нас сочинении Петроса Картога, обработанное им народное сказание о сюнийских князьях. На это сообщение ссылается Моисей Каланкатуйский и Степанос Орбелиани. Здесь говорится о нападении хазар, имя которых, вероятно, привнесено позднейшим автором, и о нашествии после них «гунна из гуннов по имени Х'онагуря. (Артамонов)

Петрухин В.Я. "K nachal'noy istorii russkogo iskusstva." In Etnoyazikovaya i etnokul'turnaya istoriya Vostochnoy Evropi. Russia: Indrik, 1995. (Rus) (Brook)

Петрухин В.Я. "K voprosu o sakral'nom statuse Xazarskogo kagana: traditsiya i real'nost'." Slavyane i ix sosedi 10 (2001). (Rus) (Brook)

Петрухин В.Я. "Khazarian Hebrew Documents of the Tenth Century" by Norman Golb and Omeljan Pritsak (1982). Russian translation: "Khazarsko-yevreiskie dokumenty X veka" by Golb and Pritsak, with new section by Vladimir Ia. Petrukhin (1997).

Петрухин В.Я. "Russkie xazary", with Svetlana Pletnyova and Vladimir Petrukhin на НТВ. Эфир 06.02.2002. (Brook)

Петрухин В.Я. Варяги и хазары в истории Руси // Этнографическое обозрение. 1993. No 3. (Brook) (Кестлер)

Петрухин В.Я. и Мельникова Е.А. Название "русь" в этнокультурной истории Древнерусского государства (IX-Х вв. ) // Вопросы истории. 1989 No 8. (Кестлер)

Петрухин В.Я. и Мельникова Е.А. Норманны и варяги. образ викинга на Западе и Востоке Европы // Славяне и их соседи. Этнопсихологические стереотипы в средние века. М., 1990. (Кестлер)

Петрухин В.Я. и Плетнёва С.А. Очерки хазарской археологии. М. 1999. There is also the opinion, most recently supported by Vladimir Petrukhin in his essay in Pletnyova's "Ocherki Khazarskoy Arkheologii" (1999), that the Chelarevo gravesite in present-day northern Serbia, with its broken bricks possessing images of the menorah, shofar, and Star of David, contains the bones of Judaized Khazarians.

Петрухин В.Я. и Раевский Д.С. Ocherki istorii narodov Rossii v drevnosti i rannem srednevekov'e. Moscow: Shkola "Iazyki russkoi kul'tury", 1998. A short history of the peoples of Russia. Chapter 9 (pages 198-225) discuss the Khazars. (Rus) (Brook)

Петрухин В.Я. К проблеме формирования "Русской земли" в Среднем Поднепровье // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1987. М.,1989. (Кестлер)

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX—XI веков. М.; Смоленск, 1995. 1995. Книга издана в 1995 году массовым по нынешним меркам тиражом 15 тысяч экземпляров. В книге содержится немало верных и к тому же нестандартных суждений о древней истории Руси, однако, по мнению Кожинова В.В., авторская трактовка "хазарской проблемы" именно заведомо тенденциозна, ибо многие исторические факты, о которых сообщается в этой книге, явно опровергают собственные общие положения автора. (Гордон) (Кестлер)

Петрухин В.Я. Русские князья и дружина в IХ - начале XI вв.: социальная терминология и этнические связи // Элита и этнос средневековья. Сб. ст. М., 1995. (Кестлер)

Петрухин В.Я. Славяне и Русь в "Иосиппоне" и "Повести временных лет". К вопросу об источниках начального русского летописания // Славяне и их соседи. Вып. 5. Еврейское население в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Средние века - новое время. М., 1994. (Кестлер)

Петрухин В.Я. Славяне, варяги и хазары на юге Руси. К проблеме формирования территории древнерусского государства // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования. 1992-1993 гг. М., 1995. (Кестлер)

Петрухин В.Я. Хазары. Реальность и мифы.

Петрушевский И.Г., Пигулевская Н.В., Якубовский А.Я.. и др. История Ирана с древнейших времен до конца 18 века. Л. 1958.

Печенюк И.С. и Березуцкий В.Г. Metallurgiya, metalloobrabotka i proizvodstvo vooruzheniya v Khazarskom kaganate. Kiev: Ukrainskii institut voennoi istorii, 2002. About Khazar weapons found in Ukraine. Гончарный район Маяцкого городища был открыт случайно студентом истфака ВГУ В. Березуцким в 1978 г. Возвращаясь в лагерь с речки по высохшему руслу ручейка, протекавшего по дну оврага, он увидел на обрушившемся (размытом) склоне оврага россыпь обломков посуды, аналогичной поселенческой. Последующие за этим открытием обследования позволили заключить, что черный, насыщеный углем и битой керамикой осыпавшийся слой представлял собой заполнение полуразрушенной предгорновой ямы. В 1979—1981 гг. на этом периферийном участке поселения было раскопано несколько гончарных мастерских и остатки от сильно разрушившихся гончарных горнов. (Винников, Плетнёва) (Rus) (Brook)

Пешанов В.Ф. и Телегин Д.Я. Жертвенное место алано-гунского времени в урочище Макартет // АО 1967 г..- М., 1968. (Комар В.)

Пигулевская Н.B. Месопотамия на рубеже V-VI вв. и. э. Ч. 2: Хроника Иешу Стилита. М.; Л., 1940. (Артамонов)

Пигулевская Н.В. Revue des Etudes sud-est Europennes, 1969, T. 7, №1, Boucarest.

Пигулевская Н.В. Авары и славяне в сирийской историографии.

Пигулевская Н.В. Арабы у границ Византии и Ирана Л., 1964. (Кестлер)

Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне. -- Л., 1976.

Пигулевская Н.В. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. (Кестлер)

Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговля шелком // ВВ. 1947. Т. 1 (26). (Артамонов)

Пигулевская Н.В. Византийская дипломатия и торговля шелком. ВВ. 1947. Т. 1

Пигулевская Н.В. Византийские поговорки.

Пигулевская Н.В. Византия и Иран на рубеже VI и VII веков. М.-Л., 1946.

Пигулевская Н.В. Города Ирана в раннем средневековье. М.; Л., 1956. О сирийской литературе и её школах. (Новосельцев)

Пигулевская Н.В. Ещё раз о сиро-тюркском

Пигулевская Н.В. Заметка об отношениях между Византией и гуннами в 6 веке. Note sur les relations de Byzance et des Huns au 6 s.

Пигулевская Н.В. Имя «рос» в сирийском источнике VI в. // Академику Б.Д. Грекову ко дню семидесятилетия: Сб. статей. М., 1952. (Артамонов)

Пигулевская Н.В. Маздакитское движение. Города Ирана в раннем средневековье.- М.- Л., 1956.

Пигулевская Н.В. Месопотамия на рубеже V-VI вв. н.э. Ч. 2. (Астайкин)

Пигулевская Н.В. Сирийская культура средних веков и её историческое значение;

Пигулевская Н.В. Сирийская хроника 6 века о славянских племенах;

Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. Хроника Захария Ритора. М.-Л., 1941. Советский историк и востоковед, исследователь античной и средневековой истории и культуры Ближнего Востока. Занималась переводами памятников сирийской и византийской литературы. Исследовала отдельные исторические источники по истории Бижнего Востока. Сирийские источники стали доступными для русских ученых благодаря главным образом переводам, к сожалению только в извлечениях, Н.В. Пигулевской. (Астайкин) (Артамонов) (Кестлер) (Новосельцев)

Пигулевская Н.В. Сирийские источники. История Иоанна Эфесекого. (Артамонов) (Кестлер) (Новосельцев)

Пигулевская Н.В. Сирийский источник VI в. о народах Кавказа // ВДИ. - 1939. (Комар В.)

Пигулевская Н.В., Якубовский А.Я., Петрушевский И.Г. и др. История Ирана с древнейших времен до конца 18 века. Л. 1958.

Пиотровская Е.К. Византийские хроники IX века и их отражение в памятникахславяно-русской письменности:("Летописецвскоре" константинопольского патриарха Никифора). Православный Палестинский сборник. СПб., 1998. Вып. 97 (34). (Кестлер)

Пиотровский М.Б. Предание о химийаритском царе Асаде-ал-Камиле. -- М., 1977.

Плане Каприни и Рубрук. Путешествие в восточные страны Плане Карпини и Рубрука. М., 1957. Плано Карпини и Рубрук оставили нам одно из последних в литературе упоминаний о хазарах. На этом сведения о хазарах обрываются. (Артамонов)

Плано Каприни. История монголов. Перевод Языкова Д.И. СПб. 1840. 1911. В 1245 году во Вроцлав приехали два францисканца: Плано Карпини и Лаврентий, посланные римским папой к монгольскому хану с дипломатической миссией. Выбор пал на Бенедикта, знаткомого с военной, организационной и хозяйственной деятельностью татар. Впрочем, Лаврентий вскоре заболел и гигантское путешествие совершили Карпини и Бенедикт. Они ехали через Киев, завоеванный татарами пять лет назад, оттуда направились к берегам Черного моря, прошли вдоль Азовского. Вблизи устья Волги посетили город Амзтаракань или Хозитаракань, на месте которого полтора столетия позже возникла столица Астраханского ханства — город Астрахань. Из Астрахани через редко населенные казахами степи они дошли до Аральского моря и, идя вдоль Сырдарьи, через Туркестан, Джунгарию и пустыню Гоби пришли в 1246 году в город Каракорум, столицу великого хана (на территории нынешней Монголии). Хан Гуюк принял посольство любезно, потому что был заинтересован в выгодном соглашении с папой. Впрочем, это были первые дипломатические шаги со стороны мощных владетелей, которые были заранее убеждены, что располагают равными силами. На некоторое время папские послы задержались в Каракоруме, собирали сведения о крупнейшем государстве тех времен, дивились роскошной архитектуре столицы, интересовались обычаями разных азиатских народов. Путешествие в оба конца заняло два года. Обратно монахи направились по той же дороге и вернулись в Польшу в 1247 году. Отчет о путешествии составлен от имени обоих. Вернувшись на Запад, брат Иоанн де Плано Карпини написал знаменитый труд "Historica Mongolorum". Перечисляя народы Северного Кавказа, Каприни упоминает, наряду с аланами и черкесами, "хазар, исповедующих иудейскую религию". Это было, как оказалось, последнее упоминание хазар, перед тем, как окончательно опустился занавес истории. (Кестлер). (Артамонов)

Платонов С.А. Национальная идея. Энциклопедия Xaзapия.

Платонов С.А. Полный курс лекций по русской истории.

Плетнёва С.А. "Goroda v Xazarskom kaganate (doklad k postanovke problemy)." Khazarskiy al'manax 1 (Kharkiv, 2002). (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Istoriya odnogo xazarskogo poseleniy (Pravoberezhnoe Tsimlyanskoye gorodishche). Raskopki 1958-1959 gg." Materiali po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii. Simferopol', 1996. Vip. V. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Istoriya odnogo xazarskogo poseleniya." Sovietskaya arkheologiya (1993) No. 2. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Khazarskie problemy v arkheologii." Sovietskaya arkheologiya (1990) No. 2. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Metallurgicheskiy i kuznechniy kompleksi Sarkela." Rossiyskaya arkheologiya No. 2 (1996). (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "O domashnikh oberegakh Sarkele - Byeloy Vyezhe." Rossiyskaya arkheologiya (1994) No. 1. Discusses kruzhki-amulety from the 2nd half of the 10th century and the beginning of the 11th century. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Sosudy s zoomorynymi chertami v saltovo-mayatskikh drevnostyakh." In Kavkaz i Rus'. Moscow, 1973. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. "Xazary i Xazarskiy kaganat." In Xazary: Vtoroi Mezhdunarodnii kollokvium: tezisy, ed. Vladimir Iakovlevich Petrukhin and Artyom M. Fedorchuk. Moscow: Tsentr nauchnyx rabotnikov i prepodavatelei iudaiki v vuzakh "Sefer", Evreiskii universitet v Moskve, and Institut Slavyanovedeniya Rossiiskoy akademii nauk, 2002. (Rus) (Brook)

Плетнёва С.А. (review of M. I. Artamonov's "Istoriya Xazar.") Sovietskaya Arkheologiya (1963) No. 3: 279-283. (Rus) (Brook)

Плетнева С.А. и Винников А.З. На северных рубежах Хазарского Каганата. Маяцкое поселение, Воронеж, 1998. (Винников, Плетнёва)

Плетнева С.А. и Красильников К.И. Гончарные мастерские Маяцкого комплекса // Маяцкий археологический комплекс. М. 1990. Archaeological expedition of 1975-1978. (Rus) (Brook) (Винников, Плетнёва.)

Плетнева С.А. и Макарова Т.И. 1983. Пояс знатного воина из Саркела // СА. № 2. (Винников, Плетнёва.) (Brook)

Плетнева С.А. и Макарова Т.И. 1984. Типология и топография знаков мастеров на стенах внутреннего города Плиски // Сборник в памет на проф. Станчо Ваклинов. София. (Винников, Плетнёва.)

Плетнёва С.А. и Петрухин В.Я. Очерки хазарской археологии. 1999 г. There is also the opinion, most recently supported by Vladimir Petrukhin in his essay in Pletnyova's "Ocherki Khazarskoy Arkheologii" (1999), that the Chelarevo gravesite in present-day northern Serbia, with its broken bricks possessing images of the menorah, shofar, and Star of David, contains the bones of Judaized Khazarians.

Плетнева С.А. Керамика Саркела — Белой Вежи // МИА. М.; Л. № 75. 1959. (Винников, Плетнёва.) (Brook)

Плетнева С.А. Кочевники средневековья (поиски исторических закономерностей). М. 1982. (Винников, Плетнёва.) (Астайкин)

Плетнёва С.А. Кочевнический могильник близ Саркела - Белой Вежи // МИА. 1963. N 109. (Астайкин)

Плетнева С.А. Маяцкое городище // Маяцкое городище. М. 1984. (Винников, Плетнёва.)

Плетнева С.А. На славяно-хазарском пограничье. Дмитриевский археологический комплекс. М. 1989. (Винников, Плетнёва.) (Brook)

Плетнева С.А. Об этнической неоднородности населения северо-западного хазарского пограничья // Новое в археологии. М., 1972. (Кестлер)

Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967. (Комар В.) (Винников, Плетнёва.) (Астайкин) (Гордон) (Brook)

Плетнева С.А. Очерки хазарской археологии. Науч. ред. и послеслов. В.Я. Петрухина. М.- Иерусалим: Гешарим, 1999; 2000. Ocherki Khazarskoy Arkheologii (Гордон) (Комар В.) (Brook) (Кестлер)

Плетнёва С.А. Печенеги, тюрки и половцы в южнорусских степях. Материалы и исследования по археологии СССР. 1958. № 62. Обычно считают, что гибель салтовской культуры и находящихся вместе с ними славянских поселений является следствием появления печенегов и их набегов на соседние оседлые племена. С. А. Плетнева, ссылаясь на Б. А. Рыбакова, даже помещает печенегов после их вторжения из-за Волги на месте салтовской культуры — между Доном и Донцом. В случае с салтовской культурой мы имеем совсем другое — полное ее уничтожение, без какого-либо продолжения свойственных ей признаков в соседних областях. Если согласиться с принадлежностью салтовской культуры ясам русской летописи, то остатки ее носителей сохранились на Донце вплоть до начала XII в., а по наблюдениям С.А. Плетневой, у них уцелели далее некоторые традиции этой культуры, как то: ориентировка погребений на юг или на север, камышовая подстилка, известь, уголь и керамика в могилах, иногда с небольшим подбоем в стенке для покойника. В остальном погребения, составляющие 5-ю группу в классификации С.А. Плетневой, не отличаются от других кочевнических могил XI-XIII вв. «Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности с печенегами, — говорит С.А. Плетнева, — что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным». Сама она в качестве собственно торкских (гузских) называет всего три погребения. Они представляют наибольшее сходство с погребальным обрядом гузов, описанным Ибн Фадланом. Это тоже грунтовые могилы под курганными насыпями с ориентировкой покойника головой на запад и с частями коня, положенными вместе с ним в могилу. Отличительной особенностью этих погребений являются деревянные сооружения и настилы над могилой. Все три погребения обнаружены на Северском Донце, недалеко от станции Торской Купянского района Харьковской области. (Астайкин) (Артамонов)

Плетнёва С.А. Половцы. М. 1990. Следует сказать, что в новейшей своей работе С. А. Плетнева, по существу, выразила согласие с критикой М. И. Артамонова, отметив, что в Саркеле «ещё в конце IX в. поселились печенежские наемники, образовавшие кочевнический гарнизон крепости». (Бариев)

Плетнева С.А. Правобережное Цимлянское городище Раскопки 1958—1959 гг. // МАИЭТ. Вып. IV. Симферополь. 1995. Эта крепость давно уже привлекает внимание археологов как вероятная предшественница Саркела, название которой, соответствующее материалу, из которого она была выстроена (белый известняк), перенесено на новое кирпичное сооружение. Однако значительные раскопки здесь были произведены только в 1958-1959 гг. С. А. Плетневой. (Винников, Плетнёва.)

Плетнёва С.А. Предисловие к «Истории хазар» Артамонова М.И. М. 2003 г. Плетнёва пишет, что в предвоенное время появился интерес к хазарской истории у археологов. Начало его восходит ещё к дореволюционному времени, когда в работах В.А.Бабенко, А.А.Спицына встал вопрос о хазарских древностях. Однако по-настоящему археологи занялись хазарами уже в советское время. Первые результаты появились в печати уже в 20-х годах. Это работы Ю.В.Готье и особенно М.И.Артамонова. Деятельность последнего в дальнейшем была по преимуществу связана с хазарской проблематикой, в разработку которой он внес огромный вклад. Уже в 1936 г. М.И.Артамонов издал книгу о древнейшем прошлом хазар и тогда же приступил к подготовке большого фундаментального труда о Хазарском государстве. Как он писал позже, в основном этот труд был завершен им ещё до Великой Отечественной войны, однако в силу ряда причин опубликован (с доработками) только в 1962 году. Вероятно, эта задержка, вызванная и войной, и изданием работы Данлопа, и, наконец, полемикой с некоторыми историками, искажавшими историю хазар в угоду так называемой борьбе с космополитизмом, все-таки оказалась и полезной, так как Артамонов за 40-е - первую половину 50-х гг., возглавляя полевые работы на Дону и в Дагестане, смог получить новейший, очень важный археологический материал, опубликованный (к сожалению, лишь частично) в ряде интересных статей. Из археологических обследований хазарских древностей особенно важны раскопки крепости Саркел на Дону, позже поглощенной Цимлянским морем. Делались попытки найти следы хазарской столицы Атиль в устье Волги, но они оказались безуспешными. Археологические работы Артамонова позже были продолжены другими археологами (С. Плетнева, дагестанские ученые). (Артамонов)

Плетнёва С.А. Рисунки на стенах Маяцкого городища.- В кн.: Маяцкое городище. Труды советско-болгарско-венгерской экспедиции.-М., 1984. (Винников, Плетнёва.)

Плетнёва С.А. Салтово-маяцкая культура. Степи Евразии в эпоху Средневековья. М., 1981. Для истории хазар чрезвычайно важными стали памятники так называемой салтово-маяцкой культуры, обнаруженные в основном по Дону и Северскому Донцу. Эта территория для истории Хазарии имеет особое значение, ибо здесь находились западные рубежи (менявшиеся) Хазарского государства. В 50-х гг. работами И.И.Ляпушкина, Н.Я.Мерперта и других было установлено, что носители салтово-маяцкой культуры были этнически разнородны, хотя конкретно среди них выделялись аланы и булгары. (Новосельцев) (Крыганов)

Плетнева С.А. Саркел и "шелковый путь". Moscow: Izdatel'stvo Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta, 1996. (Rus) (Brook) (Винников, Плетнёва.) (Гордон) (Кестлер)

Плетнева С.А. Средневековая керамика Таманского городища // Керамика и стекло древней Тмутаракани М. 1963. (Винников, Плетнёва.)

Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976. (или М., 1986). Previously published in German under the title Die Chasaren: mittelalterliches Reich an Don und Wolga in Leipzig, Germany in 1978. Translated into Japanese in 1996. Из археологов конкретно хазарской проблемой в 60-70-е гг. больше всего занималась С.А. Плетнева. Ее взгляды на хазарскую историю полнее всего отражены в научно-популярной книге "Хазары", вышедшей двумя изданиями (в 1976 и 1986 гг.). Второе издание в принципе мало отличается от первого, так что их можно рассматривать вместе. Книга Плетневой в основе своей исходит из предшествующей литературы, прежде всего фундаментальной работы Артамонова. Оригинальные суждения имеются по тем разделам, где привлекаются археологические данные, прежде всего по хазарским городам. Но и здесь смешивается ал-Байда с Атилем и т.д. Впрочем, эти дефекты, как правило, заимствованы Плетневой у ее предшественников. А вот наименование автора "Худуд ал-алам" арабоязычным - ошибка самой Плетневой. Из предшествующей литературы (в основном из Данлопа) идет и тезис о "спасительной" миссии хазар, избавивших Восточную Европу от арабов. В то же время Плетнева не отрицает подчинения полян хазарам, что некоторыми русистами (например Рыбаковым) игнорируется. Плетнева, в своей изданной в 1986 году книге "Хазары" утверждает, что Каганат являл собой "типичное паразитирующее государство". В нём "большую роль играла. спекулятивная перепродажа. судя по археологическим данным, изменился даже характер ремесла. изготовлялись вещи, предназначенные для массовой продажи, сделанные небрежно; наспех". (Астайкин) (Булгары. Бариев) (Brook) (Астайкин) (Гордон) (Новосельцев) (Крыганов)

Плиний Младший. Plini Caecili Secundi Epistolarum libri novern..., rec. M. Schuster..., Lipsiae, 1952; в рус. пер. — Письма Плиния Младшего, пер. М. Е. Сергеенко [и др.], М.—Л. 1950. Плиний Младший. Гай Плиний Цецилий Секунд [Gaius Plinius Caecilius Secundus (также Junior или Minor)] (61 или 62, Комум, современный Комо, — около 114), римский писатель и государственный деятель. Консул в 100, императорский легат в провинциях Вифиния и Понт в 111—113. Придерживался традиционных взглядов римской сенатской знати, оппозиционной династиям Юлиев — Клавдиев и Флавиев, но примирившейся с императорской властью при Нерве и Траяне. Из сочинений Плиний сохранились сборники писем в 10 книгах и похвальная речь Траяну («Панегирик»); пропали судебные речи и поэтические произведения. Письма содержат ценный материал для выяснения культурной и бытовой, а также экономической и политической истории императорского Рима. В них заключена целая галерея портретов современников Плиний Это один из главных источников, по которому воссоздаётся социальный облик верхов империи. Считаются образцом эпистолярного жанра. Плиний Секундъ, племянник и приемный сын естествоиспытателя того же имени, описывает, как очевидец, страшное событие (извержение Везувия в 79 г. н.э., когда погибла Помпея), при котором дядя его нашел смерть. (Брокгауз)

Плиний Старший. Naturalis historiae, Libri 37, ed. Jahn. (Leipzig, Lipsiae), 1870—98; в рус. пер., в кн.: Катон, Варрон, Колумелла, Плиний. О сельском хозяйстве, М., 1957. Гай Плиний Секунд [Gaius Plinius Secundus (также Maior)] (23 или 24, Комум, современный Комо, — 79), римский писатель, учёный и государственный деятель. Дядя и приёмный отец Плиния Младшего. Служил в римских провинциях Германии, Галлии, Испании, Африке; погиб при извержении Везувия, командуя флотом в Мизене. Погиб во время извержения Везувия. Автор «Естественной истории» в 37 книгах — своеобразной энциклопедии естественнонаучных знаний античности. Содержит сведения по астрономии, физической географии, метеорологии, этнографии, антропологии, зоологии, ботанике, сельскому и лесному хозяйству, медицине, минералогии, металлургии и пр., перемешанные с фантастическими рассказами, небылицами, суевериями, анекдотами? а также по истории искусств, по истории, быту и экономике Рима. До конца 17 в. использовалась как источник знаний о природе. Исторические сочинения Плиния до нас не дошли. Это «Германские войны в 20 книгах» (история римских завоеваний по Рейну и Дунаю), «Продолжение истории Ауфидия Басса в 31 книге» (изложение событий 41—71: правление Клавдия, Нерона и гражданская война после смерти Нерона) и «Жизнеописание Помпония Секунда в 2 книгах» (биография покровителя и военного начальника Плиний). Эти сочинения использованы в исторических сочинениях Тацита. (Артамонов)

Погодин А. «Пролог» опубликован Погодиным в дополнении к русскому переводу труда М. Домбровского «Кирилл и Мефодий, славянские первоучители». М., 1825.

Погодин А. Из истории славянских передвижений, СПб., 1901. Существует мнение, что авары, поселившиеся в Паннонии, никогда не простирали свою власть на Северное Причерноморье, а следовательно, не могли быть изгнаны оттуда Кубратом. Если это так, то указание на авар у Никифора следует считать ошибочным и надо полагать, что Кубрат освободил болгар не от авар, а от тюркютов. (Артамонов)

Погодин А. Русский перевод работы Evers G. Kritische Vorarbeiten zur Russ. Geschichte. Dorpat, 1814, под заглавием; «Предварительные критические исследовании для русской истории. М., 1826. Перев. Погодина, "Сев. арх.", 1838.

Погодин А.Л. Эпиграфические следы славянства, — «Сборник статей по археологии и этнографии», СПб., 1902. (Скржинская)

Погребова М.Н. Имя скифов впервые появляется в ассирийских документах середины VII в. до н.э. Страна скифов называется Ишкуза, скифскими царями были Ишпакай и Партатуа. 1981. (Закиев)

Погребова М.Н. Памятники скифской культуры в Закавказье // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье.-М., 1981. (Закиев)

Позднеев Д. Исторический очерк уйгуров (по китайским источникам). СПб. 1899 (1900). (Артамонов)

Покровская А.П. Сотрудник Государственного Эрмитажа. Исследования Маяцкого городища. (Винников, Плетнёва)

Покровский А.М. Верхне-Салтовский могильник // Труды XII Археологического съезда в Харькове 1902 г. М., 1905. Т. 1. (Астайкин) (Винников, Плетнёва.)

Покровский М.В. Городища и могильники Среднего Прикубпнья // Трулы Краснодарского гос. педагоги ческого института. 1937. Т. 6. Вып. 1. (Артамонов)

Покровский М.Н. Русская история с древнейших времен. М., 1933. Конкретные же оценки летописных известий о первых русских князьях были разными. Н. Рожков, например, не считал государством ни местные "княжения" до Рюрика, ни "варяжское княжество" последнего. М.Н. Покровский полагал, что "скандинавское происхождение Руси настолько удовлетворительно доказывается этими данными (речь идет о сведениях Константина Багрянородного, лингвистическом анализе имен Рюрика, Аскольда, Олега и т.д.), что прибегать к более, нежели сомнительным свидетельствам средневековых хронистов, как это делается в пылу полемики, совершенно лишнее". Но, считая Рюрика, Игоря, Олега и т.д. этнически скандинавами, завоевавшими славянские земли, историк вовсе не полагал, что они принесли государственность на Русь, т.е. писал, в сущности, о весьма ограниченном скандинавском влиянии. (Новосельцев)

Полканов А.И. К вопросу о конце Тмутороканского княжества. Известия ТОИЭА. 1929. № 3. После 1094 г. о Тмуторокани ничего не слышно. Позже она упоминается под именем Матраха, но без всякой связи с Русским государством. До монгольского нашествия она продолжала существовать как торговый город с разнородным населением, по данным Георгия Пахимера, состоявшим из алан, готов и русских. Хазары больше не упоминаются ни разу. Полканов полагает, что Тмутороканское княжество продолжало существовать вплоть до татарского нашестия. (Артамонов)

Половой Н.Я. К вопросу о первом походе Игоря. Записки Одесского археологического общества. 1960. К вопросу о первом походе Игоря против Византии. (Сравнительный анализ русских и византийских источников) // Византийский временник. 1961. В этой статье убедительно показано, что войско Игоря в 941 г. состояло из двух частей, из которых одна, находившаяся на судах, после поражения у Иерова и бегства самого Игоря укрылась на малазийском побережье и рще 4 мосяца одустогаяда Малую Азию. Предводителем этой части был Хельгу-Олег, перед этим воевавший с хазарами и захвативший Самкерц. Н.Я. Половой полагает, что Хельгу со своими воинами прямо из Византии отправился в Персию (в Закавказье), где и погиб; дружина же его, после неудачной попытки закрепиться в Берда и основать в Закавказье новое норманно русское государство, вернулась в 942 г. 8 Киев. (Артамонов) (Кестлер)

Половой Н.Я. О дате второго похода Игоря на греков. ВВ. 1958. Т. 14. Записки Одесского археологического общества. 1960. Т.1. В статье имеются весьма интересные соображения и догадки, касающиеся Хельгу-Олега и хазаро-русских отношений времени Игоря. Убедительно показано, что войско Игоря в 941 г. состояло из двух частей, из которых одна, находившаяся на судах, после поражения у Иерона и бегства самого Игоря укрылась малоазийском побережье и ещё 4 месяца опустошала Малую Азию. Предводителем этой части был Хельгу Олег, перед этим воевавший с хазарами и захвативший Самкерц. Н.Я. Половой полагает, что Хельгу со своими воинами прямо из Византии отправился в Персию (в Закавказье), где и погиб; дружина же его, после неудачной попытки закрепиться в Берда и основать в Закавказье новое норманно русское государство, вернулась в 942 г. 8 Киев. В последних своих статьях Н.Я. Половой рассматривает вопрос о хазаро-мусульманских отношениях и заключает, что они характеризовались враждебностью вследствие чепримиримости хазарских и мусульманских интересов. Именно поэтому, с целью нанести удар по мусульманам, хазары пропускали русь в Каспийское море. (Артамонов)

Половой Н.Я. О маршруте похода русских на Бердаа и русско-хазарских отношениях в 943 г.- В кн.: Византийский временник. Том XX.- М., 1961. Имеются весьма интересные соображения и догадки, касающиеся Хельгу-Олега и хазаро-русских отношений времени Игоря. (Артамонов)

Половой Н.Я. О русско-хазарских отношениях в 40-х гг. X в. Записки Одесского археологического общества. 1960. Т.1 Здесь содержится весьма вероятная догадка о том, что предводителем Руси, вернувшейся из Закавказья, был известный Русской летописи воевода Игоря, а затем Святослава — Свенельд. Привезенная его воинами богатая добыча возбудила зависть дружины самого Игоря, о чём в летописи говорится как о причине повторного сбора Игорем дани с древлян и его гибели в результате вызванного этим возмущения. Артамонов замечает, что Свенельд мог встать во главе руси только после смерти Хельгу в Берда как преемник последнего, о чем Н.Я. Половой по непонятной причине умалчивает. Сохраняя в силе изложенные в тексте соображения об отношениях между киевским князем и находившимися у него на службе норманно-русскими дружинами, следует особо подчеркнуть договорный характер этих отношений и независимость наемных дружин от киевского князя в их внутренней организации. Едва ли Свеаельд занял место погибшего Хельгу по назначению Игоря — скорее всего он был выдвинут на место вождя самой норманко-русской дружиной, оставшейся без предводителя. (Артамонов) (Кестлер)

Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира. ЖМНП. 1917. сентябрь. (Артамонов)

Полосин В.В. "Фихрист" Ибн ан-Надима как историко-культурный памятник. М., 1989. (Кестлер)

Полосин В.В. Этноним "булгары" в арабских источниках // Краткие сообщения VII научной сессии ЛО ИВ АН СССР. Л., 1971. (Кестлер)

Полубояринова М.Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. (Бариев)

Полубояринова М.Д. Русь и Волжская Болгария в X-XV вв. М.,1993. (Бариев)

Польская Е. Pol'skaya, E. "Tainy minuvshix vekov." Sov. Kalmykiya (Sept. 1967). (Rus) (Brook)

Поляк А. Н. Новые арабские материалы позднего средневековья о Восточной и Центральной Европе // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы / Под ред. А. С. Тверитиновой. М., 1964. Покойная А.С.Тверитинова говорила, что статья A.H. Поляка "Восточная Европа IX-Х вв. в представлении Востока" была набрана для второго выпуска этого сборника, но изъята из него после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 г. (Новосельцев) (Кестлер)

Поляк А.Н. Восточная Европа IX-Х вв. в представлении Востока. А.С. Тверитинова говорила, что эта статья была набрана для второго выпуска этого сборника, но изъята из него после разрыва дипломатических отношений между СССР и Израилем в 1967 г.

Попов O. Унивepсальное и этническое в eвpeйcтвe. 2005. Отмечает практику женитьбы евреек на «элитных» мужчинах-тюрках существовала в Хазарии в 7-10 веках н.э. В результате, в течение нескольких поколений произошла полная «иудизация» правящей элиты хазарского общества, что привело к образованию в стране двух социально-культурных групп - тюрок и иудеев, каждая из которых имела свою культуру, религию, цели, интересы, способ жизни, менталитет и т.д.

Попов А.И. Буртасы и мордва // Ученые записки ЛГУ. No 105. Серия востоковедческих наук. Вып. 2. 1947. (Кестлер)

Попов А.И. Кипчаки и Русь // Уч. записки ЛГУ. 1949. Серия ист. наук. Вып. 14. (Артамонов)

Попов А.И. Названия народов СССР. Л., 1973. (Бариев)

Попов А.Н. Именник. Изданный первоначально А.Н. Поповым (Обзор хронографов русской редакции) в 1866 г., «Именник» неоднократно воспроизводился у разных авторов. Первое серьезное исследование, посвященное этому памятнику, принадлежит акад. А. Кунику: «О родстве кагано-болгар с чувашами по славяно-болгарскому «Именнику»; Известия Ал-бекри. 1. С. 118, ел. Из других специальных работ важнейшими являются: Бьюри Ж. Б. Хронологический цикл болгар // Изв. общ. арх., ист. и эт-ногр. при Казанском университете. 1912; Златарский В, П. Болгарское летосчисление // Изв. отд. русского языка и слов РАН. 1912. Т. 17. Кн. 2; Л. Маккола. Тюрко-болгарское летосчисление // Там же. 1913. Т. 18. Кн. 1. (Артамонов)

Попов А.Н. Обзор хронографов русской редакции. 1866. Изданный первоначально А.Н. Поповым (Обзор хронографов русской редакции) в 1866 г., «Именник» неоднократно воспроизводился у разных авторов. (Артамонов)

Попов Д.А. Leonis diaconi Caloensis hi s tori a e libri decent / Ed. Hase. Bonnae, 1828; История Льва Диакона Калойского и другие сочинения византийских писателей /Пер. Д. Попова. СПб., 1820. (Артамонов)

Попов Д.А. К истории народов Средней Азии. 1; Сюнну (хунну). Турецкая принадлежность народа сюнну (хунну) китайских летописей. Владивосток, 1916. С. 43, ел. (Артамонов)

Попов Х.И. Археологическое обоснование локализации Саркела у станицы Цимлянской впервые приведено X.И. Поповым Где находиласъ хазарская крепость Саркел. Труды IX археологического съезда. 1895. Т. 1. (Артамонов)

Попов Х.И. Где находиласъ хазарская крепость Саркел // Труды IX археологического съезда. 1895. Т. 1. (Артамонов)

Поппе Н. Чувашский язык и его отношение к монгольскому и турецким // Иэвестия АН. 1924. № 12-18. (Артамонов) (Астайкин)

Попруженко М.Г. и Романски Ст. Кирило-методиевска библиография за 1934-1940 п. София, 1942. (Артамонов)

Постикэ Г.И. 1985. Глиняные котлы на территории Молдавии в раннесредневековый период // СА. № 3. (Винников, Плетнёва.)

Потанин Г.Н. “Ерке: культ сына неба в Северной Азии” (Томск, 1916). К выводу о тождественности сына Ильи Муромца со степняком-нахвальщиком, исповедовавшим хазарский иудаизм (почему и прозывается он Жидовином) пришел русский географ, этнограф и фольклорист Григорий Николаевич Потанин (1835—1920) в специальном исследовании “Ерке: культ сына неба в Северной Азии”.(Дёмин)

Потанин Г.Н. У вотяков Елабужского уезда // Известия общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете.-Казань, 1884. (Закиев)

Потапенко А.И. Сколько лет донскому виноградарству? // Виноделие и виноградарство СССР. 1964. N 7. (Гумилёв. СоХД)

Почкаев И.Н. и Заичкин И.А. Русская история: популярный очерк. IX - середина XVIII века. М., 1992. (Бариев)

Преображенский А.Г. Этимологический словарь русского языка, I—II, М., 1959 (репродуцировано с издания 1910—1914 гг.). (Скржинская)

Приймак В.В. Регіональні особливості Роменської культури // АЛЛУ. 1991. (Крыганов)

Приселков М.Д. Киевское государство во второй половине X в. // Уч. записки ЛГУ, секция истор. наук. 1941. Вып. 8. (Артамонов)

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси 10-12 вв. СПб. 1913. Знаменитый Тмутороканский камень с надписью 1068 г. свидетельствует, что Глеб продвигался от Тмуторокани до Корчева (Керчь) по льду. В это время Керчь входил в состав русского Тмутороканского княжества.

Приск Панийский. «Сказания Приска Панийского», пер. с греческого С. Дестуниса, — «Ученые записки 2-го отделения Академии наук», кн. VII, вып. 1, СПб., 1861. Из авторов V в. важные данные для нашей темы находятся у Зосимы и, в особенности, у Приска Панийского. Приск Панийский — юрист и профессор философии, уроженец Пании — служил секретарем сенатора Максимилиана во время посольства последнего к гуннам в 488 г. В составленном им отчете об этом посольстве содержится много ценных данных о гуннах, в том числе и важнейшие сведения, относящиеся к племенам, обитавшим в Восточной Европе. Многое из произведений Происка сохранилось в выдержках благодаря коллективному труду группы Константина Багрянородного. В 395 году по сведениям Приска Панийского, полученным им от Ромула, римского посла, одетого в «скифские одежды» (с которым он встретился в лагере Аттилы в 488 г.), гуннская орда, пройдя пустынную страну (степь) и переправившись через озеро (Азовское море), через 15 дней перевалила через горы (Кавказ) и вступила в Мидию, т.е. в персидские владения в 3aкавказье, откуда и разлилась чуть ли не по всей Передней Азии. Главным источником относительно Аттилы является "Готская история" Приска, сохранившаяся лишь фрагментарно; см. также Jordanis. Getica. (Вернадский) (Скржинская) . (Артамонов) (Астайкин)

Приходнюк О.М. Новые данные о пеньковской культуре в Среднем Поднепровье // Раннеславянский мир. - М., 1990. (Комар В.)

Приходнюк О.М. Об этнокультурной ситуации в Днепровском лесостепном пограничье во второй половине I тысячелетия н. э- В кн.; Проблемы этногенеза славян.- Киев, 1978.

Прицак О. и Голб Н. Хазарско-еврейские документы Х века / Науч. ред., послесл. и коммент. В. Я. Петрухина. М., Иерусалим, 1997. Голд Норманн - археолог из Чикагского университета. Он в 1962 году нашел в могильнике Х века в низовьях Волги рекомендательное письмо киевской общины евреев к своим собратьям в каганат о направлении на учебу в Итиль Якова бар Ханнукена. (Кашлинский Раф) (Кестлер) (Гордон)

Прицак О. О происхождении названия "Русь" // Вопросы языкознания. 1991. No 6. (Кестлер)

Пріцак О. Не “дикі” половці // Східний світ. - К., 1995. (Комар В.)

Прокл. Святой Прокл, патриарх Константинопольский с 434 по447 гг, посвятил одну из своих проповедей гуннскому вторжению. В ней он вспомнил предсказание Иезекииля относительно принца Рош и Мешлех. Вполне возможно, что он обращался к рос или русь (рухс-ас) в армии Роила. В этом случае его проповедь должна содержать первое упоминание о асо-славянской рос (русь) в византийской литературе. При Патриархе Прокле 2 июля 438 года в столице Византии Константинополе в Константинополь были перенесены из Палестины риза, головной покров (омофор) и часть пояса Божией Матери, где их достойным местохранением стал впоследствии знаменитый Влахернский храм. Важно также свидетельство святителя Прокла о древней литургии апостола Иакова, брата Господня, сохранившееся в виде отрывка из недошедшего до нас полностью сочинения. (Вернадский)

Прокопий Kеcapuйcкuй. Тайная история / Пер. С. П. Кондратьева // ИДИ. 1938. № 4. Прокопий Кессарийский родился в конце пятого века, умер после 560 г. Византийский историк. Ему принадлежат ряд исторических трудов: Война с готами. История войн с персами. История войн римлян с вандалами. О постройках. История войн Юстиниана. Секретная история. Одним из самых выдающихся византийских историков был Прокопий Кесарийский. В качестве начальника канцелярии прославленного византийского полководца Велизария он принимал участие во многих военных кампаниях и благодаря этому познакомился с разными народами. Его главный труд «История войн Юстиниана» отличается подробным и точным описанием событий и объективностью суждений. Прославляя Юстиниана в другом своем сочинении «О постройках», он порочит его в своей «Секретной истории». Эти два последних сочинения представляют как бы две стороны медали — лицевую и оборотную. Труды Прокопия содержат много сведений о восточноевропейских народах и имеют большое значение для исследования хазарской темы. Продолжателем Прокопия был поэт и ритор Агафий (536-582 гг.). Подобно Аммиану Марцеллину, Прокопий лично принимал участие в большинстве описанных им военных кампаний. Он занимал важную должность начальника канцелярии византийского главнокомандующего Велизария. По рождению Прокопий был палестинским греком, а по характеру - двуликим левантийцем. Он возвеличивал Юстиниана в своей книге "О строениях" и порочил того же императора в своей "Тайной истории", которая, разумеется, не распространялась до смерти императора. Однако в главной своей работе "История войн Юстиниана" Прокопий гораздо более объективен и его описание основных событий детализировано и аккуратно. В целом Прокопий был великим историком, и его работа особенно ценна для нашей цели, поскольку он был первым автором, передающим более или менее адекватные данные о славянах. (Вернадский) (Артамонов)

Прокопий из Кесарии. Война с готами. Книги V-VIIII из «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами / Пер. с греческого С.П. Кондратьева, вступ. статья 3. В. Удальцовой, М., М., 1950. (Артамонов) (Астайкин) (Бариев) (Плетнёва) (Новосельцев)

Прокопий Кесарийский. О постройках / Пер. с греч. С. П. Кондратьева // БДИ. 1939. ЗФ. 4. (Артамонов)

Прокопий Кесарийский. Прокопия Кесарийского история войн римлян с персами в двух частях (книгах) / Пер. с греческого Спиридона Дестуниса СПб., 1862. «История войн римлян с персами», пер. С.Ю. Дестуниса, — «Записки историко-филологического факультета С.-Петербургского университета», ч. 1, 1876; ч. 6, 1880. 1891. (Артамонов) (Скржинская)

Пропп В.И. Русский героический эпос. Л., 1955. (Артамонов)

Псевдо Симеон. Всемирная хроника известна под именем Симеона Магистра или Псевдо-Симеона (до 963 г.), и ее продолжение, принадлежащее перу Георгия Монаха (963-969).

Псевдо-Захарий. Считается, что первое бесспорно достоверное известие о хазарах содержится в сирийской хронике Псевдо Захария, 2-й пол. VI в. В сирийском источнике VI века - "Церковной истории" неизвестный сириец Псевдо-Захарий в 550 г. упоминает народ «харос» (6), живущий в нижнем течении Дона Он также со сказочными преувеличениями описывает амазонок у Азовского моря и "соседний с ними народ хрос, мужчины с огромными конечностями..." , а народ «рос» помещает в Северном Причерноморье.

Псевдокалистен. Александрията. Здесь есть свидетельство, приводимое Павичем и Даубманнусом, согласно которому хазары в свое время были покорены Александром Македонским.

Птицын Г.В. К вопросу о географии Шах-Намэ // Труды отдела Востока Гос. Эрмитажа. 1947. Вып. 4. (Артамонов)

Путилов Б.Н. Былины.-М. 1986. В 1986 г. году вышла антология «Былины», составленная Б. Н. Путиловым.

Путинеева Н.Д. Putineeva N.D. "Verkhnechiryurtovskiy mogil'nik." Materialy po Arkheologii Dagestana 2 (Makhachkala, Russia, 1961). (Rus) (Brook)

Пушкарёв С.Г. Обзор русской истории. М., 1991. (Бариев)

Пфафф Б.Ф. Видный кавказовед прошлого столетия В.Б. Пфафф оставил о происхождении осетин такие замечания: "Осетины никогда не были чистыми сарматами, - они уже в глубочайшей древности перемешались со многими другими племенами, прежде и раньше всего - с каким-то семитическим племенем". "Наружность, жесты, говор у весьма многих осетин напоминают евреев. Осетинские обряды погребения и жертвоприношения во многом сходны с древнееврейскими". "В этнологическом отношении осетины представляют огромную, и поэтому в высшей степени интересную, смесь еврейских и мидо-персидских элементов, с заимствованиями от других народностей, с которыми они в продолжении своей многовековой истории бывали в соприкосновении". (Богие)

Рабаев Э.А. K Istorii Yevreyskikh Obshchin Severnogo Kavkaza, by E. A. Rabaev (Brook)

Радлов В.В. К вопросу об уйгурах. Записки Императорской Академии наук. СПб. Т. XXII. 1893. N 2. Прил. (Бариев) (Артамонов)

Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902. (Новосельцев)

Рамстедт Г.И. Введение в алтайское языкознание. – М. 1957.

Рамстедт. Как был найден «Селенгинский камень» // Труды Троицко-Савского отдела ИРГО. 1912. Т. 15. Вып. 1. (Артамонов)

Рапов О.М. Печенеги.

Рапов О.М. Русская церковь в IX- первой трети XII в. Принятие христианства.- М., 1988.

Раппопорт П.А. Крепостные сооружения Саркела // МИА. № 75. 1959. (Винников, Плетнёва.) (Brook)

Расовский Д.А. Половцы // Seminarium Kondakovianum. Praha. 1936. Т. 8. (Новосельцев)

Рассамакин Ю.Я. и Орлов Р.С. Golden warriors of the Ukrainian steppes.- Edinburgh., 1993. (Комар В.)

Ратчневский Пауль. Упоминает, что Keraits приняли Nestorian-скую веру, и что дед и отец Toghrul'а имели латинские имена Marghus (Markus) и Qurjaquz (Kyriakus). Важность Keraits состоит в том факте, что Чингис Хан искал защиту у Toghrul'a, и их союз положил основу для подъема "Монголов". Toghrul носил имя Wang Хан, которое ему присудили Jurchens (Чжурчжени) и, следовательно, союз с Toghrul'ом служил повышению положения Чингиса Хана среди кочевников. После истребления татар в 1202 году, Чингис Хан порвал с Тогрулом, и после убийства Тогрула в 1203 году (его убил по ошибке, не признав его, один Найман. Кстати, в Сокровенном Сказании даже приводится их диалог, и они тоже разговаривали на одном - тюркском! - языке - прим.А.) и занял трон Кереитов." (Ah Xiang)

Рашев Р. Болгарский ученый. Исследования Маяцкого городища. (Винников, Плетнёва)

Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 1 / Пер. Л. А. Хетагурова. М.; Л., 1952. Т. I. Кн. 2 / Перевод О. И. Смирновой. М.; Л., 1952; Т. 2 / Пер. Ю. П. Верховского. М.; Л., 1960; Т. 3 / Пер. А. К. Арендса. М.; Л., 1946. Арабский историк. Ему приписывают труд "История Родов" ("History of the Thribes"). Сборник летописей считается официальной историей монголов, написанной Рашид ад-дином. "Тайная история монголов" в трактовке и изложении событий весьма отличается от истории официальной "Алтан дебтер", монгольский текст которой не сохранился, но лег в основу "Сборника летописей" Рашид ад-дина. Он был просвещенный человек, сделавший административную карьеру при ильханах Газане и Ульчжэйту. В 1298 г. он стал везиром, т.е. главой правительства, да и семья у него требовала забот и внимания. И вот посреди всех повседневных забот Рашид ад-дин получил повеление составить "историю монголов ", да такую хорошую, какой нигде не бывало. В Персии в то время было много безработных образованных людей. Везир пригласил их и поручил собирать материалы, что те и выполнили. Затем эти материалы и выписки, не сверяя и не критикуя достоверность сведений, подшили, переплели и представили ильхану, который тоже не стал вникать в текст, а просто наградил составителя. Некоторые, например Кашани [+9], подняли дело о плагиате, но тщетно. Их никто не хотел слушать. А после того как везир попал в опалу, был казнен, а империя ильханов стала быстро разваливаться, об исправлении исторических сочинений не возникло и речи. Так мы и получили не "историю" и даже не "хронику", а сборник материалов, в значительной части противоречивых. Зато теперь есть возможность обработать первичный материал и проверить все приведенные версии путем внутренней и сравнительной критики. (Артамонов) (Астайкин) (Гумилёв) (Бариев)

Рашид-Эддин. Сборник Летописей. История Монголов. Сочинение Рашид-Эддина. Введение: О турецких и монгольских племенах / Пер. с персидского, с введением и примечаниями И.П. Березина // Записки импер. Археол. общества. 1858. Т. 14. Персидский текст, русский перевод и примечания см.: Труды Восточного отделения РАО. 1858. Т. 5; 1861. Т. 1; 1868. Т. 8; 1888. Т. 15. (Артамонов)

Рейнегс Якоб. Значительная часть историков, в числе которых находится и уже упомянутый Оссон, посчитали возможным отождествить названия Варачан, Варшан, Барсила (летняя резиденция кагана или столица хазар) с современным Башлы. Это предположение становится ещё более вероятным ввиду старой передачи названия Башлы как Баршлы. Голландский путешественник Якоб Рейнегс в конце XVIII века называет его Баршлы и упоминает как одну из пяти областей, принадлежащих уцмию. Башлы или Башлыкент до его разгрома отрядами «проконсула Кавказа» Алексея Ермолова в 1816 году был одним из наиболее крупных населённых пунктов Южного Дагестана и одним из центров Кайтагского уцмийства. Вполне возможно, что место, где поселились последние хазары, было уже упомянутое Баршалийа, или Башлы.(Тарих Хайдака. Марко Шахбанов)

Ременников А.М. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом, М., 1954. (Скржинская)

Репников Н.И. Материалы Эски-Керменской экспедиции 1931-1933 гг. ИГАИМК. 1935.

Репников Н.И. Некоторые могильники области крымских готов // ИАК. 1906. Вып. 19; Материалы по археологии Кавказа. 1900. Т. 8. (Артамонов)

Репников Н.И. О древностях Тмуторокани // Труды секции археологии РАНИОН. 1928. Т. 4. Известны вислые свинцовые печати с именем Ратибора. (Артамонов)

Репников Н.И. Партенитская базилика // ИАК. 1909. Вып. 32. С целью развития христианства Византия много усилий вкладывала в строительство храмов как в самом Харсоне, так и в его области. Большие базилики с мощными архитектурными деталями обнаружены в Мангупе, Эски-Кермене, Чуфут-Кале, Партените. (Артамонов)

Рихтер В.Г. Новые данные о древних береговых линиях на дне Каспийского моря // Изв. АН СССР (серия геогр.) 1954. N 5. (Гумилёв)

Робинсон А.Н. О задачах сближения славистической и тюркологической традиции в изучении «Слова о полку Игореве».- В кн.: «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVI веков.- М., 1978.

Рожков Н. Русская история. Л.; М., 1930. Т. 1. Конкретные оценки летописных известий о первых русских князьях были разными. Н. Рожков, например, не считал государством ни местные "княжения" до Рюрика, ни "варяжское княжество" последнего. Покровский М.Н. полагал, что "скандинавское происхождение Руси настолько удовлетворительно доказывается данными, приведенными в Сведениях Константина Багрянородного, а также лингвистическом анализе имён Рюрика, Игоря и Олега, что прибегать к более нежели сомнительным свидетельствам средневековых хронистов, как это делается в пылу полемики, совершенно лишнее".(Новосельцев)

Розанова Л.С., Терехова Н.Н., Завьялов В.И., Толмачёва М.М. The development of the blacksmiths' craft in Eastern Europe. 2003.

Розен В.Р., барон и Куник А. Известия ал-Бекри и других авторов о Руси и славянах. Ч. I. (Статьи и разыскания А. Куника и барона В. Розена). СПб., 1878. (Приложение к XXXII тому Записок Имп. АН. No 2). (Кестлер)

Розен В.Р., барон. Был ли в 988 г. в Константинополе автор Фихриста? // Записки Восточного отделения Имп. Русского археологического общества. 1889. Т. 4. Азии. (Кестлер)

Розен В.Р., барон. Прологомена к новому изданию Ибн Фадлана. ЗВО. 1903. Т. 15. Видный востоковед и талантливый педагог. (1848-1908). Розен сыграл большую роль в формировании В. В. Бартольда как ученого. В результате его деятельности появилась возможность пользоваться арабскими, персидскими и турецкими данными. Автор даёт описание Итиля. (Артамонов)

Роман I Лекапин. Грамота к архонту России. По переписке Иосифа с Хасдаем Арманус, император. Правил совместно с Константином с 919 по 944 годы (929-944). Известна грамота Константина и Романа к архонту России. К ней привешивалась печать ценой в два солида. Грамота же их к "славнейшему кагану Хазарии" была снабжена печатью в три золотых солида. Арманус, согласно переписке, принуждал всех евреев своего царства к принятию христианства. "Злодей Роман" возбудил жестокие преследования против евреев, что могло быть в известной мере направлено и против хазар. Эти действия были следствием поражением алан от хазар в 932 году, когда Византия натравила на хазар аланцев. Тогда хазары изгнали церковно-христианскую агентуру империи из Алании. Многие евреи удалились вследствие последовавших гонений из Византийского царства в Хазарскую землю (Коковцев). О том же преследовании евреев говорится в послании иерусалимского патриарха к византийскому архиепископу Роману. Действительно, Роман требовал перехода евреев в христианство. В "Золотых лугах" говорится: "Много иудеев из различных мусульманских стран и Византийского царства отправилось к нему (кагану). Русь не могла оставаться в стороне, когда к русскому князю обратилась Византия, поскольку Русь не питала дружеских чувств к хазарам и готова была отомстить за вероломное избиение своих соплеменников хазарами в 913/4 году. Тогда русы во главе с Хельгу-Олегом напали на Самкерц и хитростью его захватили.

Романов Б.А. Деньги и денежное обращение. История культуры древней Руси. Т. 1. М.; Л., 1949. Взимание хазарами дани со славян деньгами весьма сомнительно, так как денежное обращение предполагает известную товарность хозяйства, чего явно не было у носителей роменско-боршевской культуры. Доказательством последнего может служить весьма ограниченное количество монетных кладов IX-X вв. в областях славян, подвластных хазарам. Монетные клады более раннего времени (VIII в.) в них вообще неизвестны. (Артамонов)

Романски Ст. и Попруженко М.Г. Кирило-методиевска библиография за 1934-1940 п. София, 1942. (Артамонов)

Романчук А.И. и Омелкова Л.А. "Srednevekovye poselenie na levom beregu reki Bel'bek." In Sotsial'noe razvitie Vizantii. Sverdlovsk, Russia, 1979. (Rus) (Brook)

Ромашов С.А. Историческая география Хазарского каганата периода формирования и расцвета (V-IX вв.). Кандидатская диссертация. М., 1992. Archivum Eurasiae Medii Aevi 11 (2000-2001). (Rus) (Brook) (Астайкин)

Ронин В.К. Так называемая Хроника Фредегара // Свод древнейших письменных известий о славянах. - М., 1995. (Комар В.)

Роткович Д.Я., Крицкий С.Н., Коренистов Д.В. Колебания уровня Каспийского моря. М., 1975. (Астайкин)

Рохлин Л. Обывательская блaгoдaть и гpoзы peвoлюции. В статье приводится любопытная идея возникновения хазаро-иудео-тюркского этноса и, на его основе, Хазаро-иудейского торгового государство, держащего под контролем Северный шёлковый путь и связанного с Западно-европейскими торговыми домами.

Рубрукувис. Путешествие в восточные страны Плане Карпини и Рубрука. М., 1957. 1253 г. Фламандец, уроженец города Рейсбрука, близ Брюсселя. Латинизированное название родного города он взял себе в качестве фамилии. В ранней молодости Рубруквис стал монахом в монастыре августианцев. Поскольку в средние века монастыри были центрами науки, монахам был облегчен доступ к самым высоким деятелям тогдашней Европы. Поэтому не удивительно, что Рубруквис стал доверенным лицом французского короля Людовика IX (святого). Стремясь усилить позицию Франции в конкурентной борьбе с Англией, Людовик во время участия в крестовом походе, вознамерился обеспечить Францию союзами, причем замыслы его носили фантастический характер. В частности, Людовик решил заключить союз с монгольским ханом Мунке. Дипломатическую миссию он возложил на Рубруквиса. В 1252 году Рубруквис в обществе итальянского монаха Бартоломео выехал из Акры в Палестине в Константинополь, откуда направился в Крым. Из Крыма по суше монахи добрались до столицы хана Батыя в Сарай-Бату на Волге. После тщательного изучения берегов Волги, монахи направились на восток, миновали Аральское море, реку Сыр-дарью и через горы Тянь-Шаня дошли до Каракорум — столицы „великого хана" Мунке. Хан принял посольство очень любезно, и в ответ на представление послов, выдвинул предложение, чтобы французский король... присягнул ему, хану, в качестве вассала. В обратный путь Рубруквис выехал один, так как его товарищ остался в Каракорум в тамошней католической церкви. На обратном пути, в который Рубруквис отправился в 1215 году, он выбрал маршрут несколько севернее, чем раньше. Оставив за собой казахские степи, прошел вдоль берегов озера Балхаш, и на реке Урал попал на свой прежний путь. От Сарай-Бату Рубруквис поехал опять таки иначе, чем раньше. Он направился к устью Волги, затем вдоль побережья Каспийского моря, через Дагестан и Кавказ добрался до долины реки Аракса и, пройдя Малую Азию, встретился с королем в 1256 году в Палестине. О дальнейшей судьбе Рубруквиса нет никаких сведений. Надо полагать, что он умер в монастыре в Акре. Рубруквис принадлежит к числу первых европейцев, прошедших через Среднюю Азию. Его наблюдения и записи о путешествии позволили уточнить многие важные данные о топографии посещенных им мест. (Артамонов)

Рудаков В.Е. "Elementy saltovo-mayatskoy kul'tury na posade baklinskogo gorodishcha." In Sotsial'noe razvitie Vizantii. Sverdlovsk, Russia, 1979. (Rus) (Brook)

Руденко С.И. Башкиры. Опыт этнологической монографии. Ч. 1. Пг., 1916. Об антропологическом составе башкир. (Артамонов)

Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.; Л., 1962. (Гумилёв)

Руденко С.И. Культуры бронзы Минусинского края и радиоуглеродные датировки // Доклады Географического общества СССР. 1968. Вып. 5. (Гумилёв)

Рудь Н.М., Герасимов М.М. и Яблонский Л.Т. Антропология античного и средневекового населения Восточной Европы. М., 1987. (Бариев)

Румянцев В. Xpoнoc. Bceмиp. иcт. Xaзapы.

Рус Владимир. Чeчeны - poдcтвенники xaзap. Инт. 22.12.02.

Русанова И.П. Изучая материалы скифских поселений и привлекая обширный материал из более ранних и более поздних эпох, очень убедительно доказала правильность трактовки зольных куч как священных мест и даже святилищ [Русанова, 1998]. Исследовательница проследила этот обряд почитания золы у ираноязычных народов (от скифов до алан). Исследования Маяцкого городища. (Винников, Плетнёва)

Русанова И.П. Культовые зольники скифского времени // МАИЭТ. Симферополь. Вып. VII. 1998. (Винников, Плетнёва.)

Рыбаков Б.А. Анты и Киевская Русь. ВДИ. 1939. N° 1. Автор приписывает Черняховскую культуру полностью восточной ветви славян — антам. (Артамонов)

Рыбаков Б.А. Восточный поход Святослава и "Записка греческого топарха" // ИСССР. 1982. N 3. С. 86-104. (Астайкин)

Рыбаков Б.А. Дипломатия Древней Руси (зарождение древнерусской дипломатии). М., 1987. (Астайкин)

Рыбаков Б.А. Дипломатия Святослава. М., 1982. (Астайкин)

Рыбаков Б.А. Древние русы // СА. 1953. № 17. (Артамонов)

Рыбаков Б.А. К вопросу о роли Хазарского каганата в истории Руси. Советская археология. 1953. Т. 18; Rybakov, a Russian nationalist, claims that the Khazars had little impact upon the development of Kievan Rus. Артамонов М.И. считает, что в этой работе предпринята попытка принизить историческое значение хазар и созданного ими государства. Б.А. Рыбаков полагает, что подлинное письмо царя Иосифа подверглось переработке в Тмуторокани или в Восточном Крыму после 1083 г. в хвастливо-гиперболическом духе, в результате чего появилась «пространная редакция». Затем на рубеже XI-XII вв. в Испании в среде барселонских евреев текст пространной редакции был сокращен в описательно-географической части и усилен в отношении эпической характеристики могущества Хазарского каганата. Б.А. Рыбаков связывает появление пространной редакции с событиями 1079-1083 гг. в Тмуторокани, усматривая в них проявления чего-то вроде хазарского национализма. В "период борьбы с космополитизмом" Б.А. Рыбаков определял Хазарский каганат как "небольшое паразитарное государство", жившее только "за счет транзитной торговли". Б.А. Рыбаков пытался доказать, что-де "Хазария в 1Х--Х вв. была в силах лишь укреплять свою северо-западную границу по Дону и не помышляла о выходе в степи севернее Саркела, то есть хазарской крепости, расположенной почти в 1000 км. от Киева. (Астайкин) (Артамонов) (Плетнёва) (Новосельцев) (Brook)

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. М., 1982. (Новосельцев)

Рыбаков Б.А. Новый Суджанский клад антского времени // КСИИМК. 1949. Вып. 27. (Артамонов)

Рыбаков Б.А. О роли хазарского хаганата в истории России // Советская археология. 1953. XVIII. (Кестлер)

Рыбаков Б.А. Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение феодализма на территории СССР. III-IX века. Отв. ред. Б.А.Рыбаков. М., 1958. (Бариев)

Рыбаков Б.А. Поляне и северяне // Сов. этнография. 1947. (Новосельцев)

Рыбаков Б.А. Русские земля но карте Идриси 1154 года // КСИИМК. 1952. (Крыганов)

Рыбаков Б.А. Русь и Хазария: (К исторической географии Хазарии). Академику Б.Д.Грекову ко дню семидесятилетия: Сб. ст. М., 1952. Как считает М.И. Артамонов, Б.А. Рыбаков, больше всего озабоченный тем, чтобы представить Хазарию незначительным ханством, все благосостояние которого зависило от выгодного географического положения на торговых путях, особенно возмущен теми размерами хазарских владений, которые очерчены в письме царя Иосифа, и считает их совершенно невероятными. Однако вышеизложенные данные из ,истории хазар со всей убедительностью свидетельствуют, что в VII-IX вв. Хазарский каганат был действительно огромной империей, обнимавшей почти всю южную яоловину Восточной Европы. Хотя территория этой империи сильно уменьшилась ко времени появления письма царя Иосифа. (Астайкин) (Артамонов) (Новосельцев) (Плетнёва) (Brook)

Рыбаков Б.А. Славяне в Крыму к ка Тамани // Крым. 1952. (Артамонов)

Рыбаков Б.А. Средневековая литейная форма из Фа нагорий // МИЛ. 1956. М 57. (Артамонов)

Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IХ-ХIV вв. (Исследования и материалы). М., 1978. (Кестлер)

Рыков П.С. Позднесарматское погребение в кургане близ с. Зиновьевки. Саратов, 1929; Археологические памятники времени утверждения тюркоязычных племен в Восточной Европе остаются, очень плохо изученными и поэтому очень мало добавляют к тем сведениям, которые можно извлечь из письменных источников. Большая часть относящихся сюда погребений обнаружена в саратовском Поволжье у села Зиновьевка, но аналогичные памятники встречены и в степях Северного Кавказа и в Приазовье. (Артамонов)

Рычка В. Rychka V. And Khazars Came to Them. Rodina No. 4-5 (2002). About indications of Khazar settlements in the middle Dnieper valley in Slavic-majority cities and villages. (Rus) (Brook)

0 Comments:

Post a Comment

<< Home