Информограф Хазарской Библиографии

В Информографе представлены тексты, в которых даётся информацмя о хазарах. Тексты представлены в алфавитном порядке по каждому автору. В конце текстов в склбках указаны авторы, в работах которых эти тексты упоминаются.

Name:
Location: Москва, Россия, Russia

Информограф - это вид энциклопедии. Только статьи здесь собраны из цитат.

Friday, October 27, 2006

Бабенко-Бьюри

Бабенко В.А. Памятники хазарской культуры на юге России. Труды XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. М., 1914. Т.1. Уже в предвоенное время появился интерес к хазарской истории у археологов. Начало его восходит ещё к дореволюционному времени, когда в работах В.А. Бабенко, А.А. Спицына встал вопрос о хазарских древностях. Галкина, однако, оспаривает предположение, что Могильник, раскопанный в 1900 году археологом В.А. Бабенко в селе Верхний Салтов, что на реке Северский Донец, рядом с развалинами древней белокаменной крепости, принадлежавший неизвестному народу с высокой культурой, имеет хазарскую принадлежность. Основу салтовской культуры составляли никак не хазары, а аланы, предки современных осетин. (Галкина). (Астайкин) (Артамонов) (Новосельцев)

Бабенко Л.И. и Аксенов В.С. Погребение VII в у с. Мохнач // РА.- 1998. (Комар В.)

Бабенчиков В.П. Средиенековое поселение близ с. Планерское (раскопки 1949-1951 гг.)// КСИИМК. 1953. Вып. 49. (Артамонов)

Бабыко В.А. Памятники хазарской культуры на юге России // Труды XV археологического съезда в Новгороде в 1911 г. М., 1914. Т. 1. (Артамонов)

Багалей Д.И. Объяснительный текст к археологической карте Харьковской губернии // Труды XII А. С. М., Т. 1. 1905. (Винников, Плетнёва.) (Крыганов)

Бадер О. Советский археолог О. Н. Бадер подчеркивал роль хазар в распространении на север серебряных изделий в персидском стиле. (Кестлер)

Байгушев А. Khazary by Aleksandr Baigushev (Moscow: Izdatelskii dom "Drofa": Izd-vo "Lirus", 1995). Historical fiction about Khazars and Kievan Rus in Russian, but with anti-Jewish overtones. (Википедия) (Brook)

Байгушев Александр. Хазары. Исторический роман. Молодая гвардия, № 4, 1989 год.

Байер. Байер и Лерберг принимают хазар за тюрков, но слово Саркел переводят разно: первый — белый город, второй — желтый город. (Брокгауз)

Бакиханов Аббаскули. Древнейшими центрами Кайтага были горные даргинские селения Кала-Курайш и Уркарах. Позднее кайтагские правители, уцмии, проживали, в основном, в предгорье – в бывшем до недавнего времени преимущественно кумыкском Маджалисе и в ныне кумыкском селении Башлы. Согласно Аббас-кули Бакиханову, Маджалис был основан уцмием Султан-Ахмадом (умер в 1588 г.) «на пустыре, где народ собирался для совещаний». Бакиханов утверждает, что Кайтаг можно считать производным от слова «Гаптаг», или, как минимум, оба слова являются одного происхождения. «Таг (гора) вообще означает Дагестан: владение Шамхала с прибавкою геп (всё) называлось Гептаг, а владение Уцмия – с добавлением слова Кай, означающего на древнеперсидском языке «большой» и «высокий», или же в связи с поражением здесь Кай-Хосрова (Кира), называется Кайтаг». Но опять же версия Бакиханова, утверждает Шахбанов, как всегда, – плод подгонки имеющегося материала под уже существующую в его голове теорию, а при таком методе, как известно, можно доказать очень многое, если не всё. В данном случае Бакиханов путает таг с даг, приплюсовывает Кира Великого, который в описанном им месте никогда не был, добавляет сюда и шамхала, владения которого продвинулись к югу от Избербаша только при помощи русского оружия в ХIХ веке. (Шахбанов)

Бакланов И.Е. Архитектурные памятники Дагестана. Выл. 1. Л., 1935. (Артамонов)

Бакмейстер Л.И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи. СПб. (Астайкин)

Балинт Ч. О датировке центрально- и восточноевропейских степных древностей раннего средневековья (трудности и возможности) // Interaktionen der mitteleuropaischen Slawen und anderen Ethnika im 6.-10. jahrhundert. - Nitra, 1984. (Комар В.)

Балинт Ч. О принадлежности находки в малой Перещепине Куврату (история вопроса) // Материалы І тыс.н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии. - К., 1996. (Комар В.)

Балинт Ч. Погребения с конями у венгров в IХ-Х вв. // Проблемы археологии и древней истории угров. М., 1972. (Кестлер)

Баранов И.А. Tavrika v epokhu rannego srednevekov'ia: Saltovo-mayatskaya kul'tura. Kiev: Naukova dumka, 1990. Excavated materials from Crimea. (Rus) (Brook) (Винников, Плетнёва.)

Баранов И.А. О восстании Иоанна Готского. В кн.: Феодальная Таврика. Материалы по истории и археологии Крыма.- Киев, 1974.

Баратц Г.М. Baratz German Markovich. Sobranie trudov po voprosu o evreyskom élemente v pamyatnikax drevnerusskoy pis'mennosti. Paris, 1927. Alleges Khazarian influences upon the Rus. (Rus) (Brook)

Барг. М.А. По данным Барга, Гита, дочь свергнутого и убитого норманнами в 1066 году короля Англии Гарольда II, нашла прибежище в далекой Руси. В 1068 году Гита вместе с семьей эмигрировала в Данию, ко двору тамошнего короля Свена (его мать была из английского королевского рода), который тогда же или вскоре обвенчался с дочерью Ярослава Мудрого Елизаветой (ранее она была супругой норвежского короля Гаральда III, погибшего как раз в 1066 году). Елизавета, очевидно, и сосватала Гиту и своего племянника Владимира Мономаха, обвенчавшегося с этой английской принцессой (в 1074 или 1075 году).

Бардасан. Хоренаци ссылается на сирийского писателя Бардасана (154—222 г.) и, следовательно, это догуннский период, а басилы у Хоренаци, это скорее всего, иранцы. При упоминании хазар (хазиры), в легендарном рассказе о царе Валарше, сыне Тиграна "последнего", Хоренаци ссылается на сирийского писателя Бардацана (Бардейсана), жившего во II в. н. э. Исторические труды этого сирийца не сохранились, и отсылки на него (как и по другим материалам вообще неведомого Map Абаса Катину) всегда вызывали много вопросов и недоверие. (Новосельцев)

Барсамов Н.С. Сообщение об археологических раскопках средневекового городища в Коктебеле в 1929-1931 гг. Феодосия, 1932. (Артамонов)

Бартольд В.В. Арабские известия о русах // Бартольд В. В. Сочинения. М., 1963 Т. 2. Ч. 1. Эта статья не была полностью доработана Бартольдом, сохранился лишь ее черновик. Бартольд (1869-1930) - русский востоковед. В результате его и других, появившихся в это время русских востоковедов, деятельности явилась возможность пользоваться арабскими, персидскими и турецкими данными, хотя бы только в извлечениях, и тем историкам, которые не владеют восточными языками. Ряд ценных наблюдений в области истории хазар и особенно русско-хазарских отношений сделал В.В. Бартольд, специалист не менее эрудированный, чем Маркварт, но в отличие от последнего целиком полагавшийся на источники. Артамонов отмечает, что здесь ученый выражает сомнение в том, что в Хорезме была в VIII веке большая еврейская община, ибо позднее там, в отличие, например, от Бухары («бухарские евреи»), не осталось следов иудаизма. Однако отсутствие этих следов на деле как раз подтверждает концепцию о повальной эмиграции евреев из Хорезма в VIII веке; иначе просто непонятно было бы, почему в славившемся своей торговлей Хорезме, находящемся не столь далеко от Бухары, евреев не стало. (Новосельцев) (Кестлер) (Астайкин) (Артамонов)

Бартольд В.В. Бахр ал-Хазар // Бартольд В. В. Сочинения. М., 1965. Т. 3. (Кестлер)

Бартольд В.В. Болгары // Сочинения. М., 1968. Т. 5.

Бартольд В.В. География Ибн Са'ида // Recueuil des travaux redigcs en memoirs de Jubile Scientifique de M. Daniel Chwolson. Berlin, 1899. (Артамонов)

Бартольд В.В. Гузы. // Сочинения. М., 1968. Т. 5

Бартольд В.В. История Бухары. Пер. с персидского Н. Лыкошина, под ред. B.В. Бартольда. Ташкент, 1897.

Бартольд В.В. История изучения Востока в Европе и России. 2-е изд. Л., 1925. (Артамонов)

Бартольд В.В. К истории Дербента // ЗВО. 1909. Т. 19. (Артамонов)

Бартольд В.В. Кавказ, Туркестан, Волга. Известия Кавказского истори-ко-археологического института. Тифлис, 1926. Т. 4.

Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира. Баку, 1925. (Астайкин) (Артамонов)

Бартольд В.В. Новое известие о стенах Дербента / ЗЛО. 1911-1912. Т. 21. (Артамонов)

Бартольд В.В. Новый труд о половцах. // Русский исторический журнал. 1921. Кн. 7. (Артамонов)

Бартольд В.В. О письменности у хазар // Культура и письменность Востока. Т. 14. Баку, 1929. Один, правда, поздний (1206 г.) персидский историк Фахр-ад-Дин сообщает: «У хазар тоже есть письмо, которое происходит от русского. Они пишут слева направо, буквы не соединяются между собой. Всего букв 21. Большая часть этих хазар, которые употребляют это письмо, — евреи. В.В. Бартольд указал по поводу этого сообщения, что «русское происхождение приписывается хазарскому алфавиту, вероятно, по недоразумению. Но очень правдоподобно, что русские и хазары получили алфавит из одного и того же источника — от греков». В 20-30-х гг. и в СССР и за рубежом появилось много работ по вопросам хазарской истории. Некоторые из них были связаны с трактовкой еврейских документов, другие вкупе с параллельными источниками освещали разные аспекты отношений между Византией, хазарами и другими народами Восточной Европы, в том числе Русью. Наметился рост интереса к проблеме иудаизма у хазар. (Артамонов) (Астайкин) (Новосельцев) (Кестлер)

Бартольд В.В. Отчёт о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 1893 1894 гг. // ЗАН. Сер. 8 по историко-филологическому отделению. Т. 1. № 4. СПб., 1897. (Артамонов) (Астайкин)

Бартольд В.В. Современное состояние и ближайшие задачи изучения истории турецких народов. Л., 1926. (Бариев)

Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Т. 2. СПб., 1900. (Артамонов)

Бартольд В.В. Тюрки: Историко-этнографический обзор // Бартольд В.В. Сочинения. М., 1968. Т. 5. (Кестлер)

Бартольд В.В. Хазары. Бартольд В.В. Сочинения. Moscow: Nauka, 1968. (Rus) (Brook) (Кестлер)

Бартольд В.В. Худуд ал'алем / Рукопись А. Туманского. С введением и указателем В. Бартольда. Л., 1930. В 1937 г. В. Минорский издал с английским переводом и обширными примечаниями «Худуд ал'лем» — рукопись Туманского, ранее фототипически воспроизведенную в русском издании под редакцией и со вступительной статьей B.В. Бартольда. (Артамонов)

Баскаков Н.А. Тюркская лексика в «Слове о полку Игореве».- М., 1985.

Баскаков Н.А. Тюркские языки. Москва, 1960 г. Западные гунны утратили многие культурные признаки своих предков и усвоили местную распространенную среди угров сарматскую культуру. Зато тюркский язык пришельцев не только сохранился у гуннов, но и получил господствующее положение у связанных с ними угорских племен. В свою очередь, и угорские племена оказали влияние на этот язык, явившийся предком болгарского и хазарского языков, основные признаки которых доныне сохранились в языке чувашского народа. Баскаков считает несомненной связь чувашского языка с западнохуннскими, к наследникам которых он относит болгар, хазар, гузов и печенегов. А это возможно лишь в том случае, если в Восточной Европе существовало долгое время хуннское гнаселение, т.е. акациры не могли быть никем, кроме гуннов. (Астайкин) (Артамонов) (Плетнёва)

Бахрушин С.В. Труды по источниковедению, историографии и истории России эпохи феодализма. М., 1987. (Новосельцев)

Бахтиаров А. Осколки «исчезнувших» аланов. Туркменоведение. 1930. № 8-9. Около начала нашей эры в Прикаспии жило большое сарматское племя аорсов, известное китайцам под именем яньцай; по китайским же известиям, это племя в начале нашей эры «переименовалось» в аланья, т. е. в алан. (Артамонов)

Башкиров А.С. Изучение памятников старины. Дагестанский сборник. Т. 3. Махачкала, 1927. Расположенное на равнине, городище Топрак-кала, находящийся в дельте р. Самура, занимает огромную площадь, превышающую 100 га. Оно обнесено могучим валом до 20 м высотой и 12—15 м шириной; вдоль него с наружной стороны идет широкий и глубокий ров. Валы городища представляют собой остатки стен, сложенных из сырцовых кирпичей. Внутри укреплений прослеживаются ряды построек. (Артамонов)

Башкиров А.С. Отчёт об историко-археологических изысканиях на Таманском полуострове летом 1948 г., Уч. записки Московского гос. пел. института им. В. П. Потемкина. 1949. Т. 13. Вып. 2. (Артамонов)

Безуглов С.И. и Науменко С.А. "Novie naxodki vizantiyskix i iranskix importov v stepyax Podon'ya." Donskaya Arkheologiya No. 1 (1999). New finds of Byzantine and Iranian imports in the steppes along the Don. (Rus) (Brook)

Бейлекчи В.В. Клинковое оружие племени мурома // Куликово поле. Вопросы изучения наследия. Тула, 2000. Следует отметить хазарское влияние на военное дело. Следует отметить хазарское влияние на военное дело. (Зорин)

Бейлис В.М. Ал-Масуди о русско-византийских отношениях в 50-гг. Х в. // Международные связи России (до XVII в.). М., 1961. (Кестлер)

Бейлис В.М. Арабские авторы IХ - первой половины Х в. о государственности и племенном строе народов Европы // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985. М., 1986. (Кестлер)

Бейлис В.М. Из истории Дагестана VI-IX вв. (Сарир) // Ист. зап. 1963. (Новосельцев) (Кестлер)

Бейлис В.М. Народы Восточной Европы в кратком описании Мутаххара ал-Макдиси // Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы М., 1969 Т. 2. (Кестлер)

Бейлис В.М. Сведения о Черном море в сочинениях арабских географов IХ-Х вв. // Ближний и Средний Восток. М., 1962.

Бейхаки. Абу-ль-Фазль Мухаммед ибн Хусейн (995-1077), Иранский историк. Около 20 лет был чиновником при дворе Газневидов. Автор мемуаров «История Бейхаки» (иначе «История рода Себуктегина»); сохранилась небольшая часть, относящаяся к правлению Масуда, т.е. к 1030—41. Сочинения Бейхаки — важный источник для изучения истории Ирана периода правления Газневидов и Саманидов. Подробно освещает деятельность государственных учреждений, феодальный быт, бедственное положение народных масс.По всей вероятности, Бируни написал не дошедшую до нас «Историю Хорезма», использованную персидским историком Бейхаки. (Артамонов)

Белавин А.М. и Оборин В.А. Посредническая роль Волжской Булгарии в торговом обмене Древней Руси и Верхнего Прикамья в Х-ХIII вв. // Волжская Булгария и Русь Казань, 1986. (Кестлер)

Беленицкий А.М. Сделал переводы арабских первоисточников, где имются данные по хазарскому вопросу. В частности, ими пользовался его современник Артамонов М.И., когда готовил материалы по книге «История хазар». (Артамонов)

Белецкий В.Д. Жилища Саркела - Белой Вежи // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. М.-Л., 1959. Т II. (Кестлер) (Астайкин)

Белецкий В.Д. Жилища Саркела – Белой Вежи. Materiali i issledovaniya po arkheologii SSSR No. 75. 1959. (Rus) (Brook)

Белзэр Р. Why the Khazar Theory is Absurd by R. Belser.

Белов Е. "O хазарах." Russkaya Mysl (Paris, March 21, 1968) No. 2679. (Rus) (Brook)

Белов О. Eвpeи глaзaми cлaвян.

Белоусов А.И. и Кyличинcкaя M. Пpeдки xaзap cpeди литoвcких oзёp. О Караимах.

Белы. Мадьярская версия завоевания Киева дана в хронике нотариуса короля Белы. Она была написана в тринадцатом веке, но ее составитель использовал старую мадьярскую хронику, так называемую Gesta Hungarorum ("Венгерские деяния"), которая была написана в начале двенадцатого века, то есть одновременно с русской "Повестью временных лет". В 840 г. …хазары появились в Киеве. Между хазарами и мадьярами было достигнуто соглашение, по которому Киев был оставлен в подчинении Олому. Согласно нотариусу Белы, мадьярский воевода Олом (или Алмус) разбил киевлян, которые были принуждены после этого признать его господство. "Повесть временных лет" упоминает дворец Олома ("Олмин двор"), который был расположен на холме возле Киева. Эта гора была известна как поселение угров (т.е. мадьяр) – Угорское. (Ага) (Вернадский)

Белый А.В. K voprosu o datirovke 'srednei' oboronitel'noy steny Chufut-Kale." Vizantiiskii Vremennik 51 (1990): 205-210. (Rus) (Brook)

Бельский Мартин. Хроника всего света. 10 томов. (1495-1575). Прежде назывался Вольским, из деревни Воли — известный польский летописец; родился в 1494 году; занимался сельским хозяйством и, как дворянин, принимал участие в современных войнах; умер в 1575 г. Главная его заслуга заключается в том, что он первый стал писать хроники не на латинском, а на польском языке. Раньше всего он написал: "Ż ywoty filozofò w" (1535); затем "Kronika, to jest historja świata" (1550, 1554 и 1564), "Sprawa rycerska" — стихотворное изложение обязанностей воина; сатиры, изданные Вислоцким в Кракове в 1890 г., и наконец "Kronika polska". Писал о родстве хазар, половцев и печенегов со славянскими племенами литовцев и ятвягов. В своей работе использовал огромное количество античных сочинений, работ польских, литовских и белорусских хронистов, не дошедших до нашего времени. Вместе с Стрыйковский М. писал о родстве хазар, половцев и печенегов со славянскими племенами литовцев и ятвягов. Современные историки, хотя и не располагали теми документами, что имелись в распоряжении польских хронистов, тем не менее старательно заклеймили обоих за "ошибки". Меж тем и Бельский, и Стрыйковский, хотя и были "латинянами", пользовались огромным авторитетом у русских историков допетровской эпохи - надо полагать, оттого, что эти историки имели в своем распоряжении схожие древние документы.

Бельский Мартин. Хроника Польши. "Kronika polska", изданная его сыном Б. Иоакимом. Относительно последнего не установлено в точности; что в нем принадлежит отцу и что сыну. Иоаким продолжал хронику отца, которую издал в 1597 году; довел ее до 1553 г. Хроника эта потом была еще издана в 1764, 1829—33 и в 1856 гг. Недавно в библиотеке графов Баворовских найдена рукопись, которую Собещанский издал как продолжение хроники Б.; здесь она доведена до 1599 г. Но профессор Неринг доказал, что рукопись не принадлежит Бельскому.

Белявский В.А. По поводу "извечного антагонизма" между земледельческим и кочевым населением Восточной Европы // Славяно-русская этнография. Л., 1973. (Астайкин)

Беляев Е.А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965.

Беляев Е.А. О "маула" см.: Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. (Новосельцев)

Бен Рубен Якоб. Еврейский автор XI века. Говорит о хазарах как о "единственном народе, не влачащем ярмо изгнания, великих воинах, не платящих дани неевреям". (Кестлер)

Бен-Горион Иocиф. Oбъяcнeния. О толкованиях Иосиппона.

Бенешевич В. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора // ИАН. 1908. (Артамонов)

Бенешевич В. Синайский список отцов Никейского первого вселенского собора. ИАН. 1908. Боспор издавна был христианским. Ещё на Первом вселенском соборе в Константинополе в 325 г. присутствовал епископ Боспора Кадм. Епископы Боспора являлись на соборы в 448 г. в Эфесе и 449 г. в Константнополе.

Бенешевич В.Н. К изучению перещепинского клада: надписи и клейма на предметах клада // ИАК. - 1913. (Комар В.)

Бен-Сассон Х.Г. Oчepки иcтории eвpейского нapода. Aнaн aл-Гaнcи.

Бен-Шоломо Яаков. Караим XII века. В сочинении «Сефер Дикдук» (грамматика древнееврейского языка) «называет себя изгнанником из русской земли» (предположительно при Владимире Мономахе). Эти данные приведены в Караимском биографическом словаре. (Грищенко)

Берг Л.С. Уровень Каспийского моря за историческое время. Избр. труды, т. III, M., 1960. Если правильны соображения Л. С. Берга о том, что в XIII-XIV вв. уровень Волги был выше современного на 5-10 м, то волжская вода по долинам между буграми подходила к татарскому городу Сарай, что стоял на аллювиальных отложениях на расстоянии 5 км от современного берега Ахтубы, левый берег которой получил свой настоящий вид не позже XIII в. Если в этом же районе находился и хазарский Итиль, то остатки его на правой стороне Волги смыты вместе с берегом, а на левой занесены аллювием, отложившимся при повышении уровня реки. Берг Л.С. разделял взгляды В.И. Вернадского о том, что жизнь существовала на Земле еще в докембрийскую эпоху (Берг, 1944, 1945). Дал комплексное физико-географическое описание Аральского моря (Берг, 1908). В известной работе “Географические зоны СССР” (1931, 1952) привел комплексное описание ландшафтных зон, полночленными компонентами которых рассматривал растительность и животный мир. В духе оригинальной концепции номогенеза (Берг, 1922а, 1925б) придавал большое значение "хорономическим" внешним влияниям географического ландшафта на процессы видообразования. Значительное внимание уделил влиянию постгляциальных четвертичных потеплений на формирование дизъюнктивных ареалов морской фауны (Берг, 1918, 1920, 1934), обосновав новый тип прерванного распространения – амфибореального (Берг, 1934). Биогеографические концепции обобщил в популярной книге “Климат и жизнь” (Берг, 1922). (Артамонов)

Березин И.П. Сборник Летописей. История Монголов. Сочинение Рашид-Эддина. Введение: О турецких и монгольских племенах / Пер. с персидского, с введением и примечаниями И.П. Березина // Записки импер. Археол. общества. 1858. Т. 14. Есть сведения о тюркских народах Средней Азии и северовосточной Европы, в частности о болгарах. В первой части его дается история тюркских и монгольских племен с подробными сведениями об их генеалогии, в дальнейшем изложении имеется особый раздел о гузах и тюрках. (Артамонов)

Березин П. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань, 1950; Дербент — наиболее прославленный памятник иранского владычества на Кавказе. Он расположен в местности, близко напо-минакяцей ту, где находится скала Беш-Бармак, а по планировке соответствует предполагаемому городу Баджавану, помещённому у её подножия. Здесь горы также близко придвигаются к берегу моря, узкий проход вдоль береги тоже перегорожен двумя параллельными стенами, между которыми находится город. (Артамонов)

Березовец Д.Т. Kratkie soobshcheniya Instituta arkheologii Akademiya Nauk SSSR. Kiev, 1962. (Rus) (Brook)

Березовец Д.Т. и Пархоменко О.В. 1985. Салтовская культура // Археология Украинской ССР. Т. 3. - Киев: Наукова думка. (Крыганов)

Березовец Д.Т. Отчет о раскопках грунтового могильника в с. Нетайловка // НА ИА НАНУ. 1961. (Крыганов)

Березовец Д.Т. Раскопки в Верхнем Салтове в 1959-1960 гг.

Березовец О.Г. К вопросу о летописных северянах. Археология. 1953. В Пастырском городище наряду с наземными сооружениями открыты типичные славянские землянки с печами-каменками и найдена типичная раннее славянская керамика. Весьма вероятно, что славяне составляли часть населения этого поселения VI-VII вв., но их не осталось здесь после его гибели, так же как и носителей характерной для Пастырского городища культуры. Элементы этой культуры в славянской среде в VIII-IX вв. представлены на средне-днепровском левобережье так называемой волынцевской культурой. (Артамонов)

Березовець Д.Т. Салтівська культура // Археологія Української РСР. Т.3. - Київ: Наукова думка. 1975. (Крыганов)

Березовець Д.Т. Слов'яни і племена салтівської культури // Археологія. Т. XIX. 1965. (Крыганов)

Березуцкий В. Д. и Синюк А.Т. 1991. Раннесредневековое подземное святилище-лабиринт // СА. № 3. (Винников, Плетнёва.)

Березуцкий В.Г. и Печенюк И.С. Metallurgiya, metalloobrabotka i proizvodstvo vooruzheniya v Khazarskom kaganate. Kiev: Ukrainskii institut voennoi istorii, 2002. About Khazar weapons found in Ukraine. Гончарный район Маяцкого городища был открыт случайно студентом истфака ВГУ В. Березуцким в 1978 г. Возвращаясь в лагерь с речки по высохшему руслу ручейка, протекавшего по дну оврага, он увидел на обрушившемся (размытом) склоне оврага россыпь обломков посуды, аналогичной поселенческой. Последующие за этим открытием обследования позволили заключить, что черный, насыщеный углем и битой керамикой осыпавшийся слой представлял собой заполнение полуразрушенной предгорновой ямы. В 1979—1981 гг. на этом периферийном участке поселения было раскопано несколько гончарных мастерских и остатки от сильно разрушившихся гончарных горнов. (Винников, Плетнёва) (Rus) (Brook)

Берлин И. Исторические судьбы еврейского народа на территории Русского государства". Пг., 1919. Обзор теорий происхождения восточноевропейских евреев. Заслуживает внимания оставшаяся не замеченной в хазарологической литературе эта серьёзная монография Берлина, где много места уделено основным вопросам истории хазар и, в частности Хазарской перписке. Хазары в ней заняли видное место. В самой постановке вопроса об органической связи всех исповедовавших иудаизм при разных конкретных аспектах подхода к проблеме истории хазар можно усмотреть суждение о едином еврейском народе, пронесшем свою религию (иудаизм) через столетия испытаний и борьбы с иноверцами. При этом часто игнорировались те сложные этнические и этнокультурные процессы, которые происходили в середине века как с самими евреями, так и с некоторыми другими этническими группами (хазарами, караимами, татами и т.д.), исповедовавшими иудаизм, но этнически не являвшимися евреями. Стилистические особенности письма Иосифа, свойственные обоим вариантам, выдают в авторе арабского еврея, начитанного в талмудическо-мидрашистской литературе, формулами которой письмо уснащено в изобилии. Письмо Кембриджского анонима более безыскусно, хотя и оно составлено человеком весьма начитанным и знающим. В письме Иосифа употребляются библейские имена (Эдом, Измаил). Аноним пользуется бытовыми этническими названиями (македонцы, арабы). В письме Иосифа меры длины арабские (фарс), а у Анонима талмудические. (Астайкин) (Артамонов) (Новосельцев) (Кестлер)

Бернштам А.Н. К вопросу о возникновении классов и государства у тюрок VI-VIII вв. н. э. // Сборник статей к 50-летию книги Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». М.; Л., 1936). Сами тюрки называли свою систему — эль. По поводу значения термина «эль» или «il» нет единодушного мнения. А это вопрос первостепенной важности. Малое переводит «il» как «племенной союз», но дает также значение «государство, народ». Этого понимания придерживались Радлов, Мелиоранский, Бартольд, Томсен и Хирт. Другое понимание термина выдвинул Бернштам. Он считал, что эль — «это объединение аристократии различных племен в организационно сплоченный заимствованными у того же родового строя традициями аристократический строй». «AL» — выражение государственной организации. Турецкий «al» — господствующий класс. Турецкий «al» — олицетворение народа, известного нам в истории под самоназванием «turk». Обе точки зрения при проверке оказываются несостоятельными по мнению Артамонова М.И. (Артамонов)

Бернштам А.Н. Очерк истории гуннов. Л., 1956.. (Плетнёва) (Астайкин) (Артамонов) (Бариев)

Бернштейн-Коган С.Б. Путь из варяг в греки. Вопросы географии. 1950. Вероятнее всего, надо полагать, что в походах на Византию в первой половине IX в. принимали участие и среднеднепровские славяне — русь — и северные — новгородцы, а вместе с последними — варяги. Открытие великого пути,из варяг в греки падает именно на это время.

Бертье-Делагард А.Л. Заметки о Тмутороканском камне. ИТУАК. 1918. Т. 55.

Бертье-Делагард А.Л. Исследование некоторых недоуменных вопросив cpeдне-вековья в Тавриде. ИТУАК. 1920. Административ ный центр хазарских владений к Крыму Бертье-Делагард помещал Фуллы в Чуфут-калр близ Бахчисарая. Вопрос о местонахождении его до сих пор остается спорным. Бертье-Делагард полагал, что Готской митрополии не могло быть до XI в., а А.А. Васильев считал список Де Боора поздней переделкой или подделкой.

Бертье-Делагард А.Л. Надпись времени императора Зенона в связи с отрывками из истории Херсонеса // ЗООИД. 1893. Т. 16. Возможно, что в связи с появлением утигуров (малые угры), после отхода гуннов, в Крыму император Зенон (474-491) поспешил в 488 г. восстановить разрушенные землетрясением стены и башни Херсона. (Артамонов)

Бертье-Делагард А.Л. О Херсонесе. ПАК. 1907. Вып. 21. Когда Юстиниан отправил против Херсона большое войско под начальством патрикия Маврикия с задачей полностью уничтожить город и его жителей, то прибыв на кораблях, оно осадило мятежный город и успело разбить осадными орудиями две городские башни, расположенные со стороны моря. (Артамонов)

Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя // ЗООИД. 1886. Т. 14. (Артамонов)

Бертье-Делагард А.Л. Раскопки Херсонеса. МАП. 1893. Вып. 12. О локализации места погребения Климента, которое имеет в виду Анастасий Библиотекарь на Гераклейском полуострове сообщают Бертье-Делагард А.Л. и Айналов Д.В.

Бестужев-Рюмин К.Н. Летопись занятий Археографической комиссии. Т. 4. В Новгородской I летописи вместо «и прииде к Киеву» читается: «и приведе к Киеву», в значении «привел в зависимость от Киева» (Повесть временных лет). По данным В.Н. Татищева (История Российская с самых древнейших времен), взятых в плен хазар Святослав поселил по р. Роси. Существует предание (Acta Sanctorum), принимаемое Бестужевым-Рюминым, что хазары просили у имп. Михаила проповедника и что последний послал туда св. Кирилла. (Брокгауз) (Артамонов)

Бибиков М.В. Когда была крещена Русь? (Взгляд из Византии) // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова. М., 2000. Вып. 5 (Византинистика и неоэллинистика). (Кестлер)

Бильбасов В.А. Кирилл и Мефодий по западным легендам. СПб., 1871. В «Прологе», сокращенном житии Кирилла и Мефодия, говорится о диспуте между ними и «хазарином по происхождению и еретиком по религии» Зембрием. А. Гаркави полагал, что в дискуссии перед царем участвовал Сангари. которому еврейская легенда приписывает обращение хазар. По мнению этого автора, имя Сангари могло преобразоваться у славян в Зембри. (Артамонов)

Бичурин (Иакинф) Н.Я. История Китая (рукопись). Архив института востоковедения АН СССР, фонд 7 (без пагинации, см. под соответсующей датой). Китайские источники стали доступными для русских ученых благодаря, в первую очередь, неутомимости и обширным познаниям Н Я. Бичурина. (Артамонов)

Бичурин (Иакинф) Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. (С. Петербург, 1851). Т. 1-3. М. Л. 1950-1953. (Артамонов) (Астайкин)

Блiфельд Д. I. Давньоруськi пам'ятки Шестовiци. Киiв, 1977. (Зорин)

Блаватский В.Д. Отчёт о раскопках Фанагории в 1936-1937 гг. // Труды ГИМ. 1941. Вып. 16. (Артамонов)

Бо Цзюй-и. Китайский поэт, посвятивший юрте стихотворное описание. Этот источник опубликован Лю Мао-цзаем (Liu Mau-tsai). (Гумилёв)

Бобринский А.А. Перещепинский клад. MAP. 1914. Вып. 34. Перещепинский клад, и содержит остатки погребения или группы павших в бою воинов или могущественного вождя, для сопровождения которого в загробную жизнь было отправлено на костер несколько человек, вероятно, из числа пленных врагов. Известно, что алтайские тюрки сжигали своих покойников; очевидно, что и тюркюты, оставшиеся в правящей верхушке независимой Хазарии, сохраняли этот обычай своих предков. Следует ещё отметить, что ничего специфически болгарского или хазарского в этих находках не содержится. Они представляют общекочевническую культуру, распространенную в VII в. на всем протяжении евразийских степей и вместе с кочевниками проникавшую в соседние земледельческие области. Наиболее поздняя византийская монета в этом кладе относится к 668 р. Но в его составе имеются и многие более ранние вещи. Так, золотая пластина серебряного блюда сделана в царствование императора Анастасия (491-518). Согласно имеющейся на нем надписи, блюдо принадлежало современнику Анастасия епископу г. Томи Патерну. (Артамонов)

Богуш Сестренцевич С. История о Таврии, т. I, СПб., 1806. (Скржинская)

Бойс Мэри. (Мэри Бойс) “Зороастрийцы. Верования и обычаи”. Перевод с английского и примечания И.М. Стеблин-Каменского. Послесл. Э.А. Грантовского. М., Главная редакция восточной литературы издательства “Наука”, 1988, Гл. Хосров Справедливый. В Карнамаге (с. 19—20) Хосров (видимо это Хосров I Ануширван, вступивший на престол в 531 году. Он уменьшил налоги и прославился победами) также рассказывает о том, как ему добровольно покорилась часть хазар (именно тюрки угрожали теперь Ирану на севере). Он поселил их внутри страны, поручив им охрану границ в этой области. Затем он продолжает: “Я приказал построить храмы нашим жрецам. Я поручил им научить тюрок, подчинившихся нашей власти, тем прямым пре имуществам, которые приносят покорность царям и этом мире и награды, следующие за это, в загробной жизни. Я повелел им внушить тюркам обязанность любить нас, быть праведными и верными, воевать с нашими врагами; и [я попросил их] обучить молодых людей нашим верованиям и обычаям”. Хотя приказ этот и объяснялся в первую очередь политическими мотивами, очевидно, никаких возражений против принятия этих неиранцев в число зороастрийской паствы не имелось, если, разумеется, они соответствующим образом были бы обучены и принимали новую веру охотно. http://suraman1.narod.ru/khazars2.html

Болотов В.В. К истории императора Ираклия // ВВ. 1980. Т. 14. Вып. 1. О походах Ираклия. В 617-622 г. Византийская имерия испытывала большие трудности. Вопрос стоял о её существовании. В 617 гю авары во главе многочисленных отрядов кутригур и соавян подступали к самому Константинополю. Последние средства имперской казны были израсходованы на то, чтобы от них откупиться. А ещё был Иран. (Артамонов)

Большаков О.Г. и Монгайт А.Л. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 гг.). М. 1971. (Бариев) (Гумилёв)

Бонгард-Левин Г.М. и Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Москва. 1983. Лингвисты установили отсутствие непосредственной преемственности носителей западных индоевропейских языковых групп с древними ариями. В момент формирования в нач. III тыс. до н.э. племенной группировки под самоназванием арья прагерманцы уже более 1000 лет жили раздельно с непосредственными лингвистическими предками индо-иранцев. Имя же пращуров всех индоевропейцев (в 5-м тыс. до н. э.) нам неизвестно, но оно было по мнению филологов иным.

Бореев И. Xpoникa xaзap.

Босворт К.Э. Мусульманские династии. М.: Наука, 1971. (Гумилёв)

Босворт К.Э. Нашествия варваров, появление тюрок в мусульманском мире // Мусульманский мир 950-1150. М., 1981. (Кестлер)

Ботеро Джованни. Версия о том, что в Хазарию пришло одно из еврейских колен, была выдвинута итальянцем Джованни Ботеро в конце XVI века, но уже тогда к нему относились с нескрываемым скептицизмом, поскольку загадочная "страна Арсатер", о которой писал итальянец, никоим образом не ассоциировалась в глазах русских наследников хазар с Хазарией - скорее уж с Индией. (Антон R)

Брайчевский М.Ю. Антський перiод в iсторii схiдних слов'ян. Археологiя. Киев. 1952. Вып. 7; Он же. Основные вопросы археологического изучения антов (культура полей погребений). Доклады VI научной конференции Института археологии. Киев, 1953. Брайчевский относился к археологам и историкам, которые приписывают Черняховскую культуру полностью восточной ветви славян — антам. Однако, по мнеию Артамонова М.И., для этого нет никаких оснований. (Артамонов) (Скржинская)

Брайчевский М.Ю. Исследование Пастырского городища в 1955 г. // КСИА. 1957. Вып. 7. (Артамонов)

Брайчевский М.Ю. Когда и как возник Киев. - К., 1964. (Комар В.)

Брайчевский М.Ю. Новые раскопки на Пастырском городище // Археолопчн! пам'ятки УРСР. Т. 5. Киев, 1955. (Артамонов) (Комар В.)

Брайчевский М.Ю. Основные вопросы археологического изучения антов (культура полей погребений) // Доклады VI научной конференции Института археологии. Киев, 1953. (Артамонов)

Брайчевский М.Ю. Пастырское городище в связи с проблемой восточно-славянских племен. // КСИА. 1953. Вып. 2. 1953. В Пастырском городище наряду с наземными сооружениями открыты типичные славянские землянки с печами-каменками и найдена типичная раннее славянская керамика. Весьма вероятно, что славяне составляли часть населения этого поселения VI-VII вв., но их не осталось здесь после его гибели, так же как и носителей характерной для Пастырского городища культуры. Элементы этой культуры в славянской среде в VIII-IX вв. представлены на средне-днепровском левобережье так называемой волынцевской культурой. (Артамонов)

Брайчевский М.Ю. Русские названия порогов у Константина Багрянородного//Земли Южной Руси в IX-XI вв. Киев, 1985. (Новосельцев)

Бранкович. Гргур Бранкович. Столпник. (1676 - 1701). В XVII веке на берегах Черного моря был пойман один попугай, умевший декламировать несколько стихотворений на каком-то непонятном языке, который, по утверждению хозяина попугая, царьградского дипломата Аврама Бранковича, был языком хазар. Он приказал одному из своих писарей постоянно записывать все, что произносит попугай, надеясь таким образом получить "попугайские стихи", то есть поэзию принцессы Атех. Вероятно, именно таким путем "попугайские стихи" и попали в "Хазарский словарь", изданный Даубманнусом. (М. Павич)

Браун Ф. "Шведская руническая надпись, найденная на острове Березани", АК, 23 (1907). Браун Федор Александрович - Браун, Федор Александрович - филолог-германист, родился в 1862 г. В 1885 г. окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; с 1888 г. начал читать лекции в университете по истории западноевропейских литератур и германской филологии. Браун работал над варяжским вопросом; владея в одинаковой степени скандинавским и русским материалом, Браун дал в этой области много ценного; издание им первой найденной в России скандинавской рунической надписи (""Шведская руническая надпись, найденная на острове Березани"" - в ""Известиях императорской археологической комиссии"" за 1907 г.,

Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Энциклопедический Словарь. (Брокгауз)

Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1923. (Астайкин)

Бронштейн Борис. Статья в Новой Газете в ноябре 2005 г. Посвящена 450 летию взятию Иваном Грозным Казани, а также планам создания нового государственного образования Идел-Урал (Татария-Башкирия).

Броссет М. Histoire de la Georgia. Petersburg, 1849. Переводчик грузинских и армянских летописей.По сообщению грузинской летописи, союз между империей и двумя последними врагами Ирана — хазарами и тюркютами — был заключен при посредничестве ставленника Византии грузинского царя Гуарама, который и сам вместе с приглашенными им аланскими племенами выступил против персов. (Астайкин) (Артамонов)

Брук Ф.К. Знакомствго с историей Хазарии. Copyright © 1996-2003 Latest revision: October 2003. Для угнетенных евреев мира, хазары были источником гордости. www.khazaria.com/russki/istoriya-xazar.html.

Брун Ф.К. Нечто о Добрудже, — Сб. «Черноморье», т. I, Одесса, 1879. (Скржинская)

Брун Ф.К. Труды первого Археологического съезда. Любопытная статья о Хазарии. Хазария, как этнографический термин, играла важную роль не только в X, но и XII и XIII веках, когда Хазарское государство уже не существовало. (Иловайский)

Брун Ф.К. Черноморские готы и следы долгого их пребывания в южной России, — Сб. «Черноморье», т. II, Одесса, 1880. (Скржинская) (Астайкин) (Артамонов)

Брун Ф.К. Черноморье. Т.1. Одесса, 1879. Открытие в 1874 г. А. Я. Гаркави среди рукописей известного своими подделками караима А. С. Фирковича (1786-1874 гг.) новой, так называемой пространной редакции письма царя Иосифа, вызвало заметное оживление интереса к хазарам. Однако П. Кассель, Ф. Брун, В. Томашек, А.А. Куник и другие ученые выразили сомнения в подлинности нового документа, и это надолго вывело его из круга источников хазарской истории. (Артамонов)

Брунов Н.И. Памятник ранневизантийской архитектуры в Керчи. ВВ. Т. 25. Лишь немногие из хазарских поселений, возникших в VIII в., могут считаться городами. Так, возможно, поселениями городского типа были Таматарха и Боспор, но оба эти поселения в отличие от других, возникших в VIII в., являлись прямым продолжением ранее существовавших на тех же местах древних городов. Впрочем, ничего характерного для города в городище Тамани (Таматархи) пока не найдено. Средневековый Боспор (Керчь) вообще не подвергался исследованиям путём раскопок. Можно думать, что средневековый город находился в приморской части современной Керчи, возле сохранившейся доныне церкви Иоанна Предтечи. Этот храм крестово-купольной конструкции, сложенный из небольших квадров тесаного известняка с прослойками из рядов плоских кирпичей на извести, выстроен, судя по надписи на колонне с датой 6265 (757) г., ещё в первой половине VIII в. и важен, в первую очередь, как живое свидетельство распространения христианства в Хазарии. (Артамонов)

Бруцкус П. Письмо хазарского еврея от X в. Новые материалы по истории Южной России времени Игоря. Еврейская мысль. Т. 1. Пг., 1922 (оттиск); Берлин. Исторические судьбы еврейского народа. В начале 30-х гг. появились исследования Ю.Д. Бруцкуса, Л. Я. Лавровского и В. Машина. Артамонов называет Ю.Д. Бруцкуса дилетантом и фантазером. Ю.Д. Бруцкус полагает, что Олега звали Хельгу (Вещий). (Артамонов) (Астайкин)

Бруцкус. Brutzkus J. Istoki russkogo evreystva." In Evreyskiy mir, Vol. 1: Ezhegodnik na 1939 g., pp. 17-32. Paris: Obyedinenie russko-evreyskoy intelligentsii, 1939. (Rus) (Brook)

Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. М., 1918.

Бубенок О.В. Ясы и бродники в степях Восточной Европы (VI-начало XIII вв.). Киев: Логос. - 220 с. (Крыганов)

Бугославский С. К литературной истории «Памяти и похвалы князю Владимиру». ИОРЯС. 1925. Т. 29. Бугославский приводит в своей работе свидетельство Иакова Мниха, о том, что поход Владимира на Волгу был направлен не только против болгар, но и против хазар. «И на Козары шед, победи а и дань на них положи», — говорится в этом источнике в переводе Бугославского. (Артамонов)

Будыгин. Френ относит хазар к финскому племени; Клапрот и Будыгин считают их вогулами, арабский писатель Ибн-ель-Ефир — грузинами, географ Шемеуд-дин-Димешки — армянами и т. д. (Брокгауз)

Бужилова А.П. Палеопатологическая характеристика населения Маяцкого археологического комплекса. // РА. - 1995. (Комар В.)

Булгаков П.Г. Книга путей и государств Ибн Хордадбеха. Палестинский сборник. 1958. Вып. 3. Принято считать, что сообщение Ибн Хордадбеха о пути русских купцов относится к первой половине IX в., так как сокращенный текст его труда, представляющий якобы первую авторскую редакцию, датировали временем около 847 г. Ныне доказано, что авторская редакция сочинения Ибн Хордадбеха была только одна и написана в конце IX в. после 886 г. (Булгаков П. Г. Книга путей и государств Ибн Хордадбеха), из чего следует, что нет никакой необходимости, вопреки другим данным, относить начало путешествий русских купцов из Черного моря вверх по Дону (Славянской реке) и оттуда в Волгу к первой половине IX в. (Астайкин) (Артамонов) (Новосельцев)

Булгаков П.Г., Розенфельд Б.А., Ахмедов А.А. Мухаммад ал-Хорезми. Около 783 - около 858. М. 1983.

Булыгин В. О названии и местоположении Саркела или Белой Вежи. ЖМНП. 1836. № 2. Вопрос о местоположении Саркела долго занимал ученых. Карамзин впервые, ссылаясь на Пимена, поместил его у станицы Качалинской, в месте наибольшего сближения Дона с Волгой. (История государства Российского). Это мнение поддержал B. Булыгин. Артамонов. М.И. поставил точку в этом споре. Саркел, полностью соответствующий описанию, данному Константином багрянородным, находится у хутора Попова, на дне Цимлянского моря. (Артамонов)

Бунак В.В. Вопросы расогенеза // Происхождение и этническая история русского народа. - М., 1983. (Абакумов)

Буниатов З.М. О длительности пребывания хазар в Албании в VII-VIII вв. (Изв. Азерб. АН. 1961. В статье Буниатова защищается положение, согласно которому хазары, вторгшиеся в Албанию еще в правление Кавада 1, оставались там до конца VIII в., с чем не согласен Артамонов Поселение тюрок — савир, хазар, болгар и др. в Закавказье, в особенности в степной Албании, существовало, вероятно, со времени первых вторжений их в эту страну. В дальнейшем их число пополнили новые тюркские-племена, что и определило современный этнический облик Азербайджана. Из того, что в Албании жила, какая-то часть хазар, отнюдь не следует, что хазары господствовали над Албанией. Хазарскому государству только иногда, и притом на короткое время, удавалось поставить в зависимость всю Албанию или лишь её часть. (Артамонов) (Астайкин)

Бурмов Л. Вопроси из историята на прабъгарите // Годишник на Софийский университет. Истор. филол. ф-т. 1947-1948. Т. 44, кн. 2: История. София. 1948. (Артамонов) (Астайкин)

Бурмов Л. Към въпроса, за происхода на прабългарите. Известия на Българското историческо дружество. 1948. Кн. 22-23. А. Бурмов считает, что болгары были особым племенем, отличавшимся как от гуннов, так и от других племен того же времени, известных в степях Причерноморья. Он обращает внимание на тот бесспорный факт, что гуннами византийские писатели называли народы различного происхождения, иногда не имевшие к ним никакого отношения. Для этих писателей достаточным основанием для причисления к гуннам служило то, что эти народы входили в состав гуннской державы или действовали вместе с гуннами, или даже просто оказывались на территории, ранее принадлежавшей гуннам. Последнее связывается с нередкой у византийских авторов склонностью к архаизации имен племен и народов, вновь появляющихся на исторической арене. Ввиду этого название «болгары» встречается преимущественно у западных писателей, тогда как византийские авторы именуют тех же врагов империи гуннами. (Астайкин) (Артамонов)

Быков А.А. "O khazarskom chekane VIII-IX vv." Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha, Numizmatika 4:12 (Leningrad, 1971): 26-36. Argues in favor of Khazarian coinage. (Rus) (Brook)

Быков А.А. Из истории денежного обращения в Хазарии в VIII и IX вв. Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. М., 1974. Argues in favor of Khazarian coinage. Быков является виднейшим знатоком восточной нумизматики. В его исследовании "Из истории денежного обращения в Хазарии в VIII-IX вв." доказано, что арабские монеты —диргемы изготовлялись прямо в резиденции кагана Итиле. Это означает, что Каганат был государственным фальшивомонетчиком и впаривало фальшивые диргемы, кстати, примитивного изготовлния, своим в то время вассальным народам – руссам и булгарам, то есть для использования среди населения, не обладающего знаниями, дающими возможность отличить подлинный диргем от поддельного (в частности, знанием арабского языка). Материал книги основан на данных нумизматики, но с использованием и письменных источников. Автор считает, что в Хазарии VIII-IX веков чеканилась своя монета по образцу мусульманских дирхемов; чеканка производилась по мере надобности, а не постоянно. (Rus) (Brook) (Новосельцев) (Астайкин)

Быкодоров Ис.Ф. Размышляя о потомках хазар, причислял к ним донских казаков. Мысль эта, кстати, не новая, ее развивали другие историки (Гумилёв Л. Открытие Хазарии), пытавшиеся обосновать положение о том, что донские казаки были самостоятельной нацией. Некоторые современные историки относят это построение к лекговесной гипотезе, не более того.

Бьюри Ж.Б. Хронологический цикл болгар // Изв. общ. арх., ист. и эт-ногр. при Казанском университете. 1912. Исследование, посвященное Именнику болгарских ханов. (Артамонов)

0 Comments:

Post a Comment

<< Home