Информограф Хазарской Библиографии

В Информографе представлены тексты, в которых даётся информацмя о хазарах. Тексты представлены в алфавитном порядке по каждому автору. В конце текстов в склбках указаны авторы, в работах которых эти тексты упоминаются.

Name:
Location: Москва, Россия, Russia

Информограф - это вид энциклопедии. Только статьи здесь собраны из цитат.

Friday, October 27, 2006

Наджиб - Орлов

Наджиб - Орлов

Наджиб Бекрам. В одной рукописи с "Худуд ал-алам" находится ещё один географический источник на персидском языке. Называется он "Джаханнаме" ("Книга мира") и написан неким Наджибом Бекраном в первой четверти XIII в. Источник издан фототипическим способом вместе с вариантом его по парижской рукописи XV в. Сведения о хазарах в нем краткие и в целом известные. (Новосельцев)

Наджимов К.Н. О черепах Зливкинского могильника. КСИЭ. 1955. Вып. 24. Салтовская культура представлена не только катакомбными могильниками; известны могильники этой культуры с простыми грунтовыми ямами (могильник у с. Зливки), антропологический тип погребенных в которых отличается от сал-товского, что не позволяет считать различие в устройстве могилы случайным и несущественным признаком. (Артамонов)

Надинский Н.Н. Очерки по истории Крыма. Симферополь, 1951. Указывает на будто бы содержащееся в договоре Игоря с греками противопоставление русского великого князя какому-то другому просто князю, занимавшему подчиненное положение, которому поэтому можно было «запрещать» и «повелевать». Основанные на этих данных заключения нередко подтверждаются археологическими материалами, якобы доказывающими раннее проникновение и длительное пребывание славян в Крыму и на Таманском полуострове. (Артамонов)

Назаренко А.В. "'Put' iz nemets v Xazary' i pervye veka drevnerusskoy istorii (IX-X vv.)." In Vneshnyaya politika Drevney Rusi: Jubileinye chteniya posvyashchennye 70-letiyu so dnya rozhdeniya V. T. Pashuto. Moscow: Akademiya Nauk SSSR, 1988. About trade routes linking Bavaria and Khazaria in the 10th century. (Rus) (Brook)

Назаренко А.В. Еще раз о дате поездки княгини Ольги в Константинополь: источниковедческие заметки // Древнейшие государства Восточной Европы. Материалы и исследования 1992-1993 гг. М., 1995. (Кестлер)

Найман А.Я. Naiman A.Ya. "Yevrey v Xazarskom kaganate." Khazarskiy al'manax 1 (Kharkiv, 2002). (Rus) (Brook)

Найман А.Я. и Хонигсман Я.С. Евреи Украины (краткий очерк). Киев, 1992. Ч. 1.

Насонов А.Н. "Русская земля" и образование территории Древнерусского государства." Москва, 1951. В.В. Григорьев, а за ним А. Н. Насонов полагают, что поход в Закавказье в 943/4 г. предприняли русы, утвердившиеся в Самкерце-Тмуторокани, причем шли они сушей — по степям Северного Кавказа до Каспийского моря. Артамонов считает, что таким образом явно далекие от действительности данные кладутся в основу заключения не только о наличии в русском войске алан или лезгин и о якобы сухопутном движении этого войска, но и об образовании русского Тмутороканского княжества до 943/4 г., тогда как не вызывающие сомнения данные, свидетельствующие о другом, не принимаются во внимание. (Артамонов) (Новосельцев)

Насонов А.Н. Тмуторокань в истории Восточной Европы X в. Исторические записки.1940. № 6. Константин Багрянородный, писавший свое сочинение «Об управлении империей» в 952 г., не знает никаких русских владений ни в Крыму, ни на Таманском полуострове. Из его слов следует, что западная граница хазар проходила по Дону и Азовскому морю. Дальше на запад до Дуная простирались владения печенегов, которые занимали и часть Крымского полуострова по соседству с Херсоном. Боспор и Таманский полуостров оставались во владении хазар. (Артамонов) (Кестлер)

Науменко В.Е. "K voprosu o vremeny i obstoyatel'stvax obrazovaniya Xazarskogo kaganata." Khazarskiy al'manax 2 (Kharkiv, 2004). (Rus) (Brook)

Науменко В.Е. "Tserkovno-politicheskie kontakty Vizantiyskoy imperii i Xazarskogo kaganata v seredine IX v." In Xazary: Vtoroi Mezhdunarodnii kollokvium: tezisy, ed. Vladimir Iakovlevich Petrukhin and Artyom M. Fedorchuk. Moscow: Tsentr nauchnyx rabotnikov i prepodavatelei iudaiki v vuzakh "Sefer", Evreiskii universitet v Moskve, and Institut Slavyanovedeniya Rossiiskoy akademii nauk, 2002. (Rus) (Brook)

Науменко С.А. и Безуглов С.И. "Novie naxodki vizantiyskix i iranskix importov v stepyax Podon'ya." Donskaya Arkheologiya No. 1 (1999). New finds of Byzantine and Iranian imports in the steppes along the Don. (Rus) (Brook)

Науменко С.А., Копылов В.П. и Иванов А.А. "Poyasnye nabory iz kurganov khazarskogo vremeni mezhdurech'ya Dona i Sala." Donskaya Arkheologiya No. 1 (2000). Belt sets of Khazar-era burial mounds located between the Don and Sal rivers. (Rus) (Brook)

Нахапетян (Флёрова) В.Е. "Obraz mira v izobrazitel'nom iskusstve Xazarii." Rossiyskaya arkheologiya 4 (1994). (Rus) (Brook)

Нахапетян В.Е. (Флерова), 1990. Граффити Маяцкого городища // Маяцкий археологический комплекс. М. (Винников, Плетнёва.)

Нахапетян В.Е. Исследования Маяцкого городища. (Винников, Плетнёва)

Нахапетян В.Е. Образ мира в изобразительном искусстве Хазарии // Российская археология. 1994. No 4. (Кестлер)

Недельский С. Хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия // Русская Беседа. 1895, август. (Артамонов) (Кестлер)

Недков Б. България и съседните и земи през XII в. според Идриси. С., 1960. (Новосельцев)

Немет Ю. Список слов на языке ясов, венгерских алан. Орджоникидзе, 1960.

Нершахи Мухаммед. История Бухары / Пер. с персидского Н. Лыкошина, под ред. B. В. Бартольда. Ташкент, 1897. Персидский автор X в. Толстов С.П. отождествляет Далобяня с правителем Бухарского оазиса Абруем, легендарный рассказ о котором имеется в сочинении Нершахи. При Тун-шеху Нишу был шадом. Об отождествлении его с упомянутым Нершахи бухарским князем Кана писал Гумилев Л.Н. (Артамонов)

Нестор и Псевдо-Нестор, see Russian Primary Chronicle. (Кестлер)

Нестор. Хроника Нестора. Б.А. Рыбаков обвинял автора "Повести временных лет" Нестора в, своего рода, фальсификации: "Нестор, создавая литературный образ Вещего Олега. должен был создать для него и подвиги, достойные той роли, которую придумал для него. Олег под пером Нестора. освобождает славянские племена от хазарской зависимости". Нестор называет хазар уграми белыми. (Брокгауз) (Артамонов)

Нечаева Л.Г. Могильник Алхан-кала и катакомбные погребения сарматского времени на Северном Кавказе (Автореферат). Л., 1956; Именно для алан катакомбная могила является исконной формой, появляющейся вместе с ними ещё в первые века нашей эры. (Артамонов)

Нечаева Л.Г. О жилище кочевников юга Восточной Европы в железном веке (I тыс. до н. э. — первая половина II тыс н. э.) // Древнее жилище народов Восточной Европы. М. 1975. (Винников, Плетнёва.)

Нечаева Л.Г. Об этнической принадлежности подбойных и катакомбпых погребений сарматского времени в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе // Исследования по археологии СССР. Сборник в честь М. И. Артамонова. Л., 1961. (Артамонов)

Нечволодов А. Сказания о Русской земле: Репринтное издание в 4-х книгах. Книга вторая. - Уральское отделение ВКЦ "Русская энциклопедия", 1991. Идея о славянстве и рускости гуннов отстаивается в этом капитальном труде. (Дёмин) (Бариев)

Нидерле Л. Эталонной работой по проблеме генезиса славян является "Slovanske Starozitnosti" ("Славянские древности") Любора Нидерле. (Вернадский)

Низами Гянджеви. Искендер-Наме: [Поэма об Александре Македонском] / Пер. с фарси и коммент. Е.Э. Бертельса, А.К. Арендса. Баку, 1983. Впечатляющие, грандиозные Дербентские укрепления породили немало легенд о них. С ними, например, отождествлялась стена-плотина, "Железные ворота", якобы возведенные Искепдером Зуль-Карнайном (Александром Македонским) для защиты цивилизованного мира от набегов диких и свирепых племен Йаджудж и Маджудж (библейские Гог и Магог; см.: Иезекииль, 38,2; Откровение Иоанна, 20, 7). Эта легенда, получившая широкое распространение на христианском и мусульманском Востоке, приведена в Коране (сура "аль-Кахф", 97-98); ее рассказывает, в частности, и выдающийся Низами Гянджеви (1140-1202 гг.) в поэме "Искендер-наме".

Низами. Искандер-Намэ / Пер. К. Липскерова, Баку, 1953. Поэт Низами в Искандер-Намэ повествует, что русские, прежде чем захватить Берда, пытались взять Дербент. Захватив Берда на реке Кура, русские попытались там закрепиться, покорив окрестное население. Но из этой попытки ничего не вышло, так как местные жители оказали упорное сопротивление. Артамонов серьезно трактует сведения известных ширванских поэтов XII века Низами и Хакани о русах как относящиеся к XII веку, тогда как на деле это, очевидно, воспоминания о русских походах в Закавказье Х - 30-х гг. XI века. (Артамонов)

Никитских А. Житие преподобного отца нашего Иоанна, епископа Готии. ЗООИ.1. 1КНЗ. Т. 13. (Артамонов)

Никифор. Бревиарий. Творения Никифора архиепископа Константинопольского (Сергиев Посад, 1904), Никифора патриарха Константинопольского краткая история со времени после царствования Маврикия (Пер. Е. Э. Липшиц, 1950 Вып. 3.). Москва, 1980. Архиепископ (патриарх) в Константинополе. 806—815 гг. Византийский историк и писатель. Византийские авторы VI в. дают обширную информацию о Восточной Европе, но хазар как таковых не знают, хотя, возможно, последние скрываются под каким-либо иным названием восточноевропейских кочевников. И только у авторов IX в. Феофана и Никифора информация о хазарах обильная, и оригинальна. Но и она, по существу, ограничена несколькими вопросами. Кроме крымских приключений Юстиниана, у этих авторов особый интерес представляют история протоболгар и их ухода с Северного Кавказа, а также некоторые сведения об арабо-хазарских отношениях. (Артамонов) (Астайкин) (Булгары) (Новосельцев) (Плетнёва)

Николаев В.В., Иванов В.П., Димитриев В.Д. "Чуваши: этническая история и традиционная культура".

Николаев В.Д. Свидетельство хроники Псевдо-Симеона о руси-дромитах и поход Олега на Константинополь в 907 г. // Византийский временник М., 1981 Т. 42. (Кестлер)

Николаева P.В. и Хан-Магомедов С.О. Новые данные об уровне Каспийского моря за историческое время // ТИО. 1962. N 60. (Астайкин)

Николаенко А.Г. Severo-zapadnaya Xazariya ili Donskaya Rus - drevnosti prioskolskoy lesostepi v zametkax krayeveda. Volokonovka, Russia: Belgorodskii oblastnoi kraevedcheskii muzei, 1991. Discusses Khazars, Alans, and antiquities from the Don River valley. (Rus) (Brook)

Николай Мистик. Письма патриарха Николая Мистика. Патриарх константинопольский (895—906; 911—925). За обличение императора Льва IV Мудрого в нарушении церковных правил (4-й брак) Николай Мистик был лишен кафедры и заключен в монастырь. По смерти Льва Николай Мистик был возвращен на кафедру и управлял церковью до своей кончины. Из сочинений Николай Мистик известны: "Исповедание веры", "Беседа", произнесенная при слухе о разорении Солуни (в 904 г.), "Письма", в числе 163, к разным лицам (изданы на греческом языки у Mai, в "Spicilegium Romanum", т. 10); Кроме того, Николай Мистик писал объяснения на Св. Писание и составил четыре канонических постановления: три о браках (между прочим — о четвертом браке) и одно о невзимании денег за патриаршие грамоты. Греческая церковь причислила его к лику святых; память 16 мая. В письмах патриарха Николая Мистика, относящихся ко времени от 912 до 926 г., имеется ряд известий относительно деятельности епископа Петра и монаха Евфимия по распространению христианства среди алан. В одном из писем Николая Мистика (№ 68) содержится известие о прибытия в Константинополь хазарского посольства, которое просило о назначении к ним епископа, чтобы тот рукоположил для них священников. Патриарх поручил выполнить просьбу хазар херсонскому архиепископу и просил херсонского стратига Вогу оказать ему содействие в этом деле. В другом письме (№ 106) патриарх благодарит херсонского архиепископа за успешное выполнение этого поручения. Артамонов М.М. считает, что принимая во внимание враждебные отношения между Византией и Хазарией в X в., мало вероятно, что хазарское посольство, о котором здесь говорится, представляло правительство Хазарии. Скорее всего оно исходило от христиан какой-либо части Хазарии, находившейся поблизости от Херсона, т. е. в Крыму, где власть хазар сильно ослабела. (Артамонов)

Николанко А.Г. и Афанасьев Г.Е. "Metallurgicheskiy kompleks u s. Ezdochnoe." In Mayatskoye gorodishche: trudy Sovetsko-Bolgaro-Vengerskoy ekspeditsii. Moscow: Nauka, 1984. (Rus) (Brook)

Никольский Н.К. К вопросу о русских письменах, упоминаемых в Житии Константина Философа // Известия АН СССР. 1928. Т. 1. Кн. 1. (Кестлер)

Никольских Н.К. К вопросу о сочинениях, приписываемых Кириллу Философу. ИОРЯС. 1928. Т. 1, кв. 2. Изложению аргументов для христиан против иудейской пропаганды главным образом и посвящено «Житие» Константина, в этой части написанное им самим или братом и спутником его Мефодием. (Артамонов)

Никон. Никоновская летопись, ПСРЛ, Т. IX (1862).

Новосельский А.А. Исследования по истории эпохи феодализма. М., 1994. (Бариев)

Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX - первой половины Х в. (полюдье) // Социально-экономическое развитие России. М., 1986. (Кестлер)

Новосельцев А.П. Арабский географ IX в Ибн Хордадбех о Восточной Европе // Исследования по истории и историографии феодализма. М., 1982.

Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. Новосельцев А. П. Хазария в системе международных отношений VII - IX вв. // Вопросы истории. 1977. No 2. (Кестлер)

Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980. (Новосельцев)

Новосельцев А.П. Древнерусско-хозарские отношения и формирование территории Древнерусского государства // Феодализм в России. М., 1987. (Астайкин)

Новосельцев А.П. К вопросу о македонском владычестве в древней Грузии //Сборник к 100-летию академика И. А. Джавахишвили. Тбилиси, 1976. (Новосельцев)

Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // История СССР. 1982. (Новосельцев) (Кестлер)

Новосельцев А.П. Киевская Русь и Хазария // Slavia. Praha, 1927-1928. N 6. С. 380-387. (Астайкин)

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель // Вопросы истории. 1991. No 2/3. (Кестлер)

Новосельцев А.П. Хазария в системе международных отношений VII-IX вв, // Вопр. истории. 1987. № 2. (Новосельцев) (Астайкин) (Brook)

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. В 1996 году была издана его работа, где сказано следующее: ".хазары представляли мощное политическое объединение, господствовавшее почти во всей Восточной Европе". Хазары "стремились полностью ликвидировать самостоятельность славянских земель. подчинив земли северян, полян, вятичей и радимичей, хазары тем самым уже прибрали к рукам Волжский путь. и даже побочные трассы, типа пути по Десне и Оке. А затем должна была наступить очередь и северных земель, с тем чтобы полностью подчинить себе и выходы к Балтике. Поэтому славяне, как и финны, были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью и заключали разного рода союзы со скандинавскими конунгами. А.П. Новосельцев там же отмечает, что "варяги. никаких завоеваний не делали: все, что нам известно, говорит скорее за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной знати.". По сути дела, есть основания говорить о русско-хазарской войне при Олеге." Впоследствии "Святослав. разгромил войско хазарского кагана, занял столицу Хазарин. заставив хазарского кагана бежать в Хорезм". Стоит отметить, что цитируемая работа А.П. Новосельцева вошла в качестве первого раздела в учебное пособие для российского студенчества. (Кестлер) (Brook) (Комар В.) (Гордон) (Астайкин) (Крыганов)

Новосельцев А.П. Христианство, ислам и иудаизм в странах Восточной Европы и Кавказа в средние века // Вопросы истории. 1989. No 9. (Кестлер)

Новосельцев А.П. Худуд ал-алам" как источник о странах и народах Восточной Европы // История СССР. 1986. N 5. Эта же книга в несколько измененном виде три раза вышла на немецком языке (дважды в ГДР и один раз в Австрии). По-видимому, вопрос о буртасах по письменным источникам необходимо исследовать специально с привлечением последних в полном объеме. Основной ошибкой Г.Е. Афанасьева является искусственное перенесение территории буртасов на запад от бассейна Волги. Этимология же названия этого народа как производное от "фурт ас", предложенная О. Притцаком и поддержанная И.Г. Добродомовым, вызывает серьезные возражения. (Новосельцев)

Новосельцев А.П., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В., Шушарин В.П., Щапов Я.Н. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. (Астайкин) (Новосельцев)

Нойбауэр и Манн. Только два документа, обнаруженные в каирской генизе и опубликованные Нойбауэром и Манном, с очевидностью свидетельствуют о мессианском движении в Хазарии в XI и XII вв. Первый: «Во дни правителя, чьё имя было аль-Афдаль, восстали сыны притеснителей народа израильского и возомнили себя пророками, но ошиблись они в пророчествах своих. В горах земли Хазарской появился еврей, чьё имя было Соломон бен-Дуги. Имя сына его было Менахем, и был с ними один красноречивый муж, чьё имя было Эфраим бен-Азария Иерусалимлянин, известный как бен-Сахалон [Сахлун?]. Они написали письма ко всем евреям, живущим поблизости и вдали, во все страны, лежащие вокруг них… Во всех письмах говорилось, что пришло время, когда Бог решил собрать Свой народ Израильский ото всех земель в Иерусалим, святой град, и что Соломон бен-Дуги был Илией, а сын его Мессией». (Аль-Афдаль, фатимидский визирь, правил в Египте в 1094-1121 гг.) Во втором документе, повествующем о событиях ок. 1096 г., содержится следующее: «И все общины были взволнованы и обратились к Богу постом и милостыней. И так из области Хазарии, как они говорили, двинулось семнадцать общин в ‘пустыню народов’, и мы не знаем, соединились ли они с коленами или нет». Оба этих источника до сих пор не фигурируют в русских исследованиях по хазароведению, тем более — по «Палее Толковой». (Грищенко)

Ноннос. Византийские историки Дексипп, Эвнапии, Олимодор, Мэлх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннес и Феофан Византиец, переведенные с греческого Спиридоном Дестунисом. Примеч. Гавриила Дестуниса. Иждивением Духовного ведомства. СПб. 1860. (Артамонов) (Астайкин) (Плетнёва) (Комар В.)

Носов Е.Н. Новгород и Рюриково Городище в IХ-ХI вв. (К вопросу о происхождении Новгорода) // Труды V Международного конгресса славянской археологии. М., 1987. Т. I. Вып. 26. (Кестлер)

Нурутдинов Фаргат. Пусть поверят все народы. // Болгар иле, 1990, октябрь. Выпуск второй. (Бариев)

Обломский А.М. и Гавритухин И.О. Гапоновский клад и его культурно-исторический контекст. - М., 1996. (Комар В.)

Оболенский Д. К вопросу о путешествии русской княгини Ольги в Константинополь в 957 г. // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. Оболенский. Вот мнение профессора русской истории Оксфордского университета Дмитрия Оболенского: "Основной вклад хазар в мировую историю заключался в успешном отстаивании кавказского рубежа от рвавшихся на север арабов". (Кестлер)

Оболенский М.А. Исследования и заметки по русским и славянским древностям СПб., 1875. (Кестлер)

Оборин В.А. и Белавин А.М. Посредническая роль Волжской Булгарии в торговом обмене Древней Руси и Верхнего Прикамья в Х-ХIII вв. // Волжская Булгария и Русь Казань, 1986. (Кестлер)

Огiенко И. «Русъкi» переклади в Херсонci в 860 року. Юбiлейный збiрник Д. Я. Багалея. Харькiв, 1927. На Руси давно существовало убеждение, что «русские письмена», обнаруженные Константином в Херсоне, легли в основу его славянской грамоты. В «Хронологической Толковой Палее» имеется «Похвала русскому языку», где сказано, что «грамота русскаа явилась богодана в Корсуне русску, от нея же научися философ Константин, отуду сложив, написав книги русским гласом». (Артамонов)

Одинец. Д. Возникновение государственного строя и славян /Paris, 1935/. Значимость антского фона для русской истории была удачно акцентирована Д. Одинцом в его маленькой книге о истоках восточнославянского государства. (Вернадский)

Озар Bopoн. Cвятocлaв. Глaвa Pycь и Xaзapия.

Олимодор. Византийские историки Дексипп, Эвнапии, Олимодор, Мэлх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннес и Феофан Византиец, переведенные с греческого Спиридоном Дестунисом. Примеч. Гавриила Дестуниса. Иждивением Духовного ведомства. СПб., 1860. (Артамонов) (Астайкин) (Плетнёва) (Комар В.)

Ольшанский И.А. "Koe chto o Xazarskix evreyax." Izvestiya obshchestva isledovaniya i izucheniya Azerbaydzhana (Baku, 1928). (Rus) (Brook)

Ольшевский Михаил. Khazary by Mikhail Alshevskii (Moscow: TERRA, 1999). Historical fiction about Khazars in Russian. (Fiction lit) (Brook)

Омелкова Л.А. и Романчук А.И. "Srednevekovye poselenie na levom beregu reki Bel'bek." In Sotsial'noe razvitie Vizantii. Sverdlovsk, Russia, 1979. (Rus) (Brook)

Орбели И.А. Синхронистические таблицы для перевода исторических дат по хиджре на европейское летоисчисление. Л., 1940. (Артамонов)

Орлов А.С. Библиография русских надписей 11-15 вв. Москва-Ленинград. 1936. (Артамонов)

Орлов Р.С. и Рассамакин Ю.Я. Golden warriors of the Ukrainian steppes.- Edinburgh., 1993. (Комар В.)

Орлов Р.С. и Рассамакин Ю.Я. Новые памятники VI-VII вв. из Приазовья // Материалы І тыс.н.э. по археологии и истории Украины и Венгрии. - К., 1996. (Комар В.)

Орлов Р.С. Культура кочевников IV-VIII вв. // Этнокультурная карта территории Украинской ССР в І тыс.н.э.. - К., 1985. (Комар В.)

0 Comments:

Post a Comment

<< Home