Неавторизованные тексты
(Author?) Acta Sanctorum. Boissonade. Anecdota graeca. Parisiis. 1833; Acta sanctorum. Oktobr. Parisiis et Romae, 1869. Редакторы "Деяний святых" ("Acta Sanctorum"), известны под прозванием болландистов. Существует предание в "Acta Sanctorum", принимаемое Бестужевым-Рюминым, что хазары просили у имп. Михаила проповедника и что последний послал туда (к хазарам) св. Кирилла. (Брокгауз) (Пигулевская)
(Author?) Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber", Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).
(Author?) Bibliographie de la question Khasar. Bulletin of the N.Y. Труды Русских ученых за рубежом. библиография по хазарам, составленная Славянским отделом Нью-Йоркской публичной библиотеки, опубликована в "Bulletin of the New York Public Library". 42 (N.Y., 1938), а вслед за тем в книге Моравчика (Moravcsik G. Byzantinoturcica. 1. Berlin, 1958). (Гумилёв)
(Author?) Chronica Gallica. ed. Mommsen, MGH, Auctores Antiquissimi, vol. 9 (1892). Издание "Monumenta Germanica Auctores antiqui". В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский) (Иордан)
(Author?) Chronicon Paschale. ed. Dindorf (Bonn, 1832). "Пасхальная хроника" относится к числу довольно сложных по своему происхождению источников. Это произведение, во-первых, принадлежит не одному автору и, во-вторых, будучи компилятивным по своему характеру, теряет в достоверности. Этот источник написан в VII в., и в своё время ещё Штриттер счел необходимым сделать из него соответствующую выписку. Но есть другая выписка, более интересная по содержанию и имеющая более непосредственное отношение к истории древних славян, чем та, которую предложил Штриттер, ибо последняя прямо не говорит о славянах и, по-видимому, в самом тексте "Пасхальной хроники" является позднейшей интерполяцией. Впервые эта хроника была издана в 1615 г, Радером в Мюнхене (издание Диндорфа, Bonn, 1832). Из учёных никто не работал специально по этому источнику. Вот отрывок 47 395-396. (626 год) …Наши вытащили на берег все однодеревки, а проклятый каган вернулся в свой лагерь и велел отвести от стен все военные машины, которые он выстроил, уничтожить ограды, которые он здесь воздвиг, и разрушить все башни; ночью же каган сжег свой укрепленный лагерь и все военные приспособления, сняв предварительно с таранов кожи, которые он убрал. Некоторые рассказывают, что славяне, увидев происходящее оставили лагерь, удалились и тем заставили проклятого кагана следовать за собою.
(Author?) Collection of Bulgarian essays entitled Bâlgari i Xazari is published by TANGRA TanNakRa. 2003. (Brook)
(Author?) Collection of Turkish essays entitled Hazarlar ve Musevilik is published by KaraM Yayýnlarý of Çorum, Turkey. 2005. (Brook)
(Author?) Editors. "7'nci yildizin esrari çözüldü." Sabah (Istanbul, Turkey, August 19, 2001). (Turk) (Brook)
(Author?) Latini, ed. A. Bachrens (Leipzig, 1874). (Вернадский)
(Author?) Lost Empire: The Thirteenth Tribe, by Arthur Koestler." Economist 259 (April 24, 1976). (Engl) (Brook)
(Author?) Mandeglis (or Medgelis) Document. This is an early manuscript which was allegedly discovered by Abraham Firkovich in the wall of the synagogue of Mandeglis (or Medgelis) in the Caucasus in 1840/1. The document, 58 x 15,5 cm, was published by the (proFirkovich) Orientalist D.A. Chwolson in 1863. It mentions a visit of the Kievan ambassador to the Crimean Khazar ruler, to consult him about which religion to adopt. A.Y. Harkavy claimed that it was a forgery (подделка), after it disappeared conveniently in 1876 from the St Petersburg library of which Harkavy himself was in charge. This event contributed to the bad name Firkovich and his publications got in academic circles. But, surprisingly, the Mandeglis document was recently rediscovered (by V.V. Lebedev) in the same St Petersburg library, from which it was supposed to have disappeared. New archeological discoveries have caused Vsevold L. Vikhnovich and others to assume that there is at least a nucleus of historical truth in the story told in it. This episode raises, however, some interesting questions regarding A.Y. Harkavy's reliability and trustworthiness. Mandgelis Document is a letter in Hebrew dated AM 4746 (985–986) refers to "our lord David, the Khazar prince" who lived in Taman. The letter said that this David was visited by envoys from Kievan Rus to ask about religious matters — this could be connected to the Vladimir conversion which took place during the same time period. Taman was a principality of Kievan Rus around 988, so this successor state (if that is what it was) may have been conquered altogether. The authenticity of this letter, the Mandgelis Document, has however been questioned by such scholars as D.M. Dunlop. (Schur N)
(Author?) Sogdiana and the Hiung-Nu/ Central Asiatic Journal. 1955. Vol. 1. (Артамонов)
(Author?) Taalumat ha-menorot mi-Ts'elarevo (The Enigma of the Menoroth from Celarevo). Tel Aviv: Bet ha-tefutsot al shem Nahum Goldman, 1984. (Hebr) (Brook)
(Author?) The Jerusalem Post. Serious scholarship into the Khazars only began in the 19th century, and throughout the 20th century many important discoveries were made. In modern Israel, there is considerable interest in the grand history of the Khazar Jewish people. Several Israeli novels include Khazarian themes and characters. Israeli media such as The Jerusalem Report and The Jerusalem Post have covered Khazarian history from time to time.
(Author?) The Times. 1952. January 12. В газете была напечатана статья, в которой показывалось, что, якобы, изучение истории хазар в России прервалось, после вмешательства в науку некомпетентных лиц, которое выразилось в появлении в газете «Правда» статьи некоего П.И. Иванова «Об одной ошибочной концепции». (Артамонов)
(Author?) Альбом "Абоба-Плиска". Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1905. Альбом рисунков, помещенных в Отчетах Императорской археологической комиссии за 1882—1898 гг. СПб., 1906. В северо-восточной Болгарии находили обломки котлов с внутренними ушками еще в первые годы раскопок в Плиске [Альбом "Абоба— Плиска", 1905]. Это обстоятельство и послужило основанием для предположения о принадлежности котлов древним болгарам, хотя обнаруженные в Плиске впоследствии целые сосуды заметно отличались от нижнедонских. (Винников, Плетнёва.)
(Author?) Баварский географ. («Geographus Bavarus») долгое время ошибочно датировался XI-XII вв., а его создание связывалось с одним из баварских скрипториев. И то, и другое оказалось неверным. Записка (по крайней мере, ее единственный известный список) возникла в швабском монастыре Райхенау в верховьях Рейна, на юго-востоке Германии. Правильнее назвать этот источник не «Баварским», а «Швабским географом». Выяснилось также, что памятник много древнее и возник еще во второй половине IX века. В рукописи небольшой текст носит название «Описание народов и областей к северу от Дуная» и представляет собой перечень более полусотни племен и народов Центральной и Восточной Европы, у границ Франкского государства или вдоль торговых путей далеко за его пределами. Племена в основном славянские. Ближе к концу находим упоминание о Руси рядом с хазарами: «хазары (Gaziri)? 100 городов, Русь (Ruzzi), ... луколяне (Lucolane), венгры (Ungare)» и проч. Ученые разных стран выдвигают различные аргументы, предлагая тот или иной вариант прочтения загадочной фразы: “Caziri, civiyates С. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici. Lucolane. Ungare ”(в переводе: “Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луко-лане. Унгаре”. Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Есть предположение, что сведения о славянах и Руси получены от будущего моравского архиепископа Мефодия, который после конфликта с баварскими епископами пребывал в изгнании в начале 870-х гг. и занесен вместе с учениками в числе здравствующей братии монастыря Райхенау в так называемую «Книгу побратимов». Брат Мефодия, св. Константин-Кирилл, также упомянут, но уже в качестве покойного. Весьма вероятно, что сведения о далеких славянских и не только славянских племенах, о Руси могли быть получены от Мефодия, которые собрал их в ходе миссионерской деятельности славянских первоучителей. Такая гипотеза увязывает два синхронных и по сути тождественных процесса: кирилло-мефодиевскую миссию в Великоморавском государстве и так называемое «первое крещение» Руси из Константинополя ок. 867 г. (известно по византийским источникам). Киев и мораво-баварское Подунавье уже в IX в. оказались соединены торговым путем «из немец в хазары». (Самойлова) Пашкина) (Херрман. Ruzzi)
(Author?) Бундахишн. Известно, что еще задолго до Фирдоуси, в древности, начал формироваться прототип «Шах-намэ» («Книга царей») — жанр хроники, так называемая «Книга владык» («Хвадай-намак»), например, официальная пехлевийская хроника VI века — история иранских царей династии Сасанидов (III—VII вв.). При дворах сасанидских царей велись и тщательно сохранялись хроники всех царствований. Один из сводов истории Ирана («Книга владык») был составлен по указу Ездигерда III, последнего иранского царя сасанидской династии, погибшего потом при нашествии войск Арабского халифата (VII в.). Эта история (легендарная ее часть) отражается и в зороастрийской книге «Бундахишн», что не случайно, ибо зороастризм являлся государственной религией Сасанидского государства.
(Author?) Былина русская. В русской былине «Бой Ильи Муромца с Жидовином» его побил Илья Муромец. Там он назван Нахвальщиной, похвалялся своей силой. „Из этой земли из Жидовския приехал Жидовин могуч богатырь». (Вернадский)
(Author?) Бытие. 10, 3. К Яфету обычно возводились родословные северных народов. А хазары возводятся к Тогарме. Магогом, согласно Книге Бытия, X. 2-3, звали оклеветанного дядю Тогармы. Сыном Тогармы был Хазар. Иосиф происходил от сыновей Тогармы (седьмой) (Кестлер) (Новосельцев)
(Author?) Венгры в Восточной Европе // Археология СССР Финно-угры и балты в эпоху средневековья М., 1987. (Кестлер)
(Author?) Волжская Булгария в домонгольское время (Х - начало XIII веков). Казань, 1997. (Кестлер)
(Author?) Волжская Булгария и монгольское нашествие: Сборник. Казань, 1988. (Бариев)
(Author?) Вопросы этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья: Сборник статей. Казань,1971. (Бариев)
(Author?) Воскресенская летопись. СПб., 1908. (Бариев) (Новосельцев) (Артамонов)
(Author?) Восточные источники по истории Дагестана: (Сб. статей и материалов). Махачкала, 1980. (Кестлер)
(Author?) Галльская хроника. Около 440 г. аланский вождь Бохар получил для своей орды земли в Арморике, между нижней Луарой и Сеной. Имя Еохар может быть выведено из осетинского языка: ieukhar означает "едок проса" по-осетински. В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский)
(Author?) Гениалогия тюрок. К 5-6 векам, вероятно, можно отнести и указания на давнюю связь хазар и русов в сочинении "Генеалогии тюрок" (они сложились в хазаро-персидской среде в VIII — X вв.), где Хазар и Рус — родные братья. (Галкина)
(Author?) Дербент-Намэ. К древней истории восточного Кавказа. Тарихи Дербент-намэ (с 9 приложениями) / Пер. с азербайджанского Велимбекова. Тифлис, 1898 (примечания заимствованы у Казембега). (Артамонов)
(Author?) Дербентские хроники. Хазары упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в. (Ишутринов)
(Author?) Документы Нойбауэра и Манна. Только два документа, обнаруженные в каирской генизе и опубликованные Нойбауэром и Манном, с очевидностью свидетельствуют о мессианском движении в Хазарии в XI и XII вв. Первый: «Во дни правителя, чьё имя было аль-Афдаль, восстали сыны притеснителей народа израильского и возомнили себя пророками, но ошиблись они в пророчествах своих. В горах земли Хазарской появился еврей, чьё имя было Соломон бен-Дуги. Имя сына его было Менахем, и был с ними один красноречивый муж, чьё имя было Эфраим бен-Азария Иерусалимлянин, известный как бен-Сахалон [Сахлун?]. Они написали письма ко всем евреям, живущим поблизости и вдали, во все страны, лежащие вокруг них… Во всех письмах говорилось, что пришло время, когда Бог решил собрать Свой народ Израильский ото всех земель в Иерусалим, святой град, и что Соломон бен-Дуги был Илией, а сын его Мессией». (Аль-Афдаль, фатимидский визирь, правил в Египте в 1094-1121 гг.) Во втором документе, повествующем о событиях ок. 1096 г., содержится следующее: «И все общины были взволнованы и обратились к Богу постом и милостыней. И так из области Хазарии, как они говорили, двинулось семнадцать общин в ‘пустыню народов’, и мы не знаем, соединились ли они с коленами или нет». Оба этих источника до сих пор не фигурируют в русских исследованиях по хазароведению, тем более — по «Палее Толковой». (Грищенко)
(Author?) Дорогами тысячелетий: Сборник исторических очерков и статей. Книга первая. М.,1987. (Бариев)
(Author?) Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975. М., 1976. (Астайкин)
(Author?) Древнетюркский словарь. Л., 1969. (тексты, из которых видно, что ябгу ниже хакана, но выше шада). (Новосельцев)
(Author?) Еврейская энциклопедия. Петербург, 1906-1913, тт. 1-16. В томе 1 содержится большая статья и литература о Халеви. (Артамонов)
(Author?) Еврейский ученый Иехуда ha-Леви, писавший около 1140 г., ссылаясь на какие-то летописные книги, считал, что хазарский царь принял иудейство за 400 лет до него, т.е. около 740 г. Эту дату принял и пытался обосновать Д. Данлоп.
(Author?) Жизнь и известия о Багратидах. В грузинском источнике "Жизнь и известия о Багратидах" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола". Это приблизительно соответствует другому грузинскому источнику – «Обращение Грузии».
(Author?) Житие Иоанна Готского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет «Житие Иоанна Готского», записанное в начале IX века.
(Author?) Житие Стефана Сурожского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет дошедшее до нас в славянорусской редакции «Житие Стефана Сурожского», записанное в начале IX века.
(Author?) Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981. (Бариев)
(Author?) Известия византийских историков, объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов. СПб. 1770-1775. Ч. 1-IV. (Астайкин)
(Author?) История Восточной Римской империи. Глава о хазарах. Вышла в Лондоне в 1912 году.
(Author?) История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. (Новосельцев)
(Author?) История Казахской ССР. Т.1. Алма-Ата, 1957. (Бариев)
(Author?) История на България: Първа Бългорска держава. София, 1981. (Новосельцев) (Комар В.)
(Author?) Казанская история. М., Л., 1954. (Бариев)
(Author?) Казачий cлoвapь-cпpaвoчник. Кaзap.
(Author?) Картлис цховрэба. Древнеармянский перевод "Картлис цховрэба". Тбилиси, 1953. Тбилиси, 1955. На др.-груз. яз. Памятники древне грузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1964. Вып. 1. Обширный свод грузинских летописей "Картлис цховрэба" сложился в XII в. В его состав вошло несколько сочинений очень сложного состава. Упоминания там о хазарах исторической ценности, как правило, не имеют. (Новосельцев)
(Author?) Китай. Annals of The Former Han (Ch'ien Han Shu). Английский перевод гл. 96: A. Wylie, "Notes on the Western Regions, IASG, 10 (1881). Китай. Шиен Хан Шу. "История старшей Хань", скопированная в первом веке н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. Annals of The Later Han (Heou Han Shu). Французский перевод гл. 118: Chavannes, "Les pays d'Occident d'apres ie Heou Han Chou", TP, 8 (1907). Китай. Хеоу Хан Шу. "История младшей Хань", скопированная во второй четверти пятого века н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. Historical Records (Shi-ki). Английский перевод. F. Hirth, "The Story of Chang K'ien", IAOS, 37 (1917). Шики. "Исторические записки", начатые в конце второго века до н.э. и законченные между 74 и 49 гг. до н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. T'ang-shu. Chinese chronicle by the anonymous authors. T'ang-shu reads: "K'o-sa [Khazars]. belong to the stock of the Turks." (cited in Peter Golden, Khazar Studies). Тан шу (T'ang-shu) перевод Бичурина, Собрание сведений. (Brook)
(Author?) Китай. Гуаньму. О столкновении 555 г. есть упоминание в Ганьму (Бичурин. История Китая. Т. 7. См. под указанным годом). (Артамонов)
(Author?) Китай. Ляоши. О фициальная история династии Ляо
(Author?) Книга Велеса. (Киракошьян)
(Author?) Легенда о Нибелунгах. Поэтическая легенда о девятилетнем мальчике, брошенном с отрубленными руками и ногами в болото, от которого потом произошли Ашина и гунно-тюркюты, в переводе с гуннского на древнетюркский, потом на китайский и, наконец, на европейские, превратилась в изложение сюжета, как если бы кто-либо составил пересказ «Песни о Нибелунгах», убрав из неё все удачи. Скорее всего Песнь о Нибелунгах является таким же отзвуком гуннской трагедии, как и легенда о волчице. Только западный вариант сохранился лучше, так как пергамент сохранился лучше, чем береста.
(Author?) Моджмал ат-таварих. Тегеран, 1939: На перс. яз. ("Собрание историй"). Анонимная компиляция начала XII в. (1126 г.). Начинается она с мифических царей Ирана, причем автор прямо говорит, чем он пользовался,— трудами Ибн Мукаффы, ат-Табари, Фирдоуси. Истрин цитирует из этого сочинения: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел места себе». Затем следует история Сасанидов, тюрок, греков, евреев, арабов, мусульманских государств до Газневидов и Сельджукидов. Самое интересное в этом труде для нашей цели — объяснение различных титулов правителей и должностных лиц. Последняя часть — географическая, где изложение идет по климатам. Есть там родословная хазар. Здесь хазары вместе с турками, русами, булгарами, буртасами, славянами, китайцами и другими северными и восточными народами возводятся к Яфету и, ссылаясь на какие-то "Книги путей и стран", дает краткое описание страны хазар и их столицы г. Хазаран на р. Атиль. А затем излагается красочная легенда о взаимоотношениях братьев: Хазара, Руса и Славянина. Она также основана на данных, взятых у арабских географов IX—Х вв. о хазарах, славянах и русах, но персонифицированных в образах легендарных родоначальников этих народов. В качестве других братьев Хазара названы Турок, ас-Чин (китаец), все они для анонимного автора выступали как родственные северные народы. (Новосельцев) (Истрин)
(Author?) Мокцевай картлисай. Фрагменты древнейших грузинских летописей вошли в состав "Мокцевай картлисай" ("Обращение Картли"), памятника, скорее всего, IX-Х вв. В них есть данные о хазарах VII в. (Новосельцев)
(Author?) Надгробные надписи в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство. Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство.
(Author?) Новгородская первая летопись. (Новосельцев)
(Author?) Обращение Грузии. Перевод Такайшвили Е.С. В грузинских источниках взятие Тбилиси хазарами и мучительная казнь начальника крепости в 627 г. излагаются несколько иначе, чем в Истории агван. В "Обращении Грузии" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола".(Артамонов)
(Author?) Опыт моделирования этнического образа Аттилы по данным письменных источников// Историк и его дело (Серия памяти В.Е. Майера) Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, 2003. (Пузанов)
(Author?) Палея Толковая. Предполагается, что Палея направлена против иудейского мессианства на Руси. Интерес к точному времени написания «Палеи» проявляли и проявляют не только русисты-медиевисты, но и гебраисты, т.к. общепризнано, что «Палея» является ответом на мессианское движение среди иудеев Восточной Европы.
(Author?) Патерик Киевского Печерского монастыря. Изд. Археографической комиссии. СПб., 1911. Мессианское движение 1096 г. в среде византийских иудеев, охватившее различные области Империи, в том числе и Крым, нашло отражение в известном рассказе Киево-Печерского патерика о мученической смерти преп. Евстратия Постника, захваченного в плен половцами во время их набега на Киев летом 1096 г. и проданного затем вместе с другими пленниками некоему еврею из Корсуни (Херсонеса). Согласно повествованию Патерика, Евстратий за отказ принять иудаизм был предан мучительной смерти: на Пасху 1097 г. (5 апреля) он был пригвожден к кресту и спустя 15 дней умер. Автор патерикового "Слова" говорит о необычном "дерзновении" иудеев "по всей области Греческого царства", а также о расправе над ними вскоре после гибели преп. Евстратия. (Карпов Ю.) (Артамонов)
(Author?) Полное собрание русских летописей. М., 1962. М., 1982. (Новосельцев) (Бариев) (Артамонов)
(Author?) Польская летопись. В 1349 г. Джанибек вынужденно сдавал позиции. Анализ малоизвестной польской летописи показал, что Польша смогла овладеть “Русской землей”, лишь договорившись в 1349 г. с татарами — “nuncii Tartarorum venerunt ad Regem Poloniae. Et in fine eiusdem anni Rex Kazimirus terram Russiae obtinuit” (Котляр 1968).
(Author?) Путь из Булгара в Киев: Сборник. Казань, 1992. (Бариев)
(Author?) Рекомендательное письмо. Сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествовавших по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется предположительно концом XI в. Сама форма документа - формуляр, а не конкретное послание - указывает на устойчивые связи между салоникскими и русскими (прежде всего киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые, связи соединяли киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крымской Хазарии. (Карпов Ю.)
(Author?) Свод древнейших письменных известий о славянах (VI-IX вв.). М., 1995. Т. II. (Кестлер)
(Author?) Сельская книга. Сельская книга памяти воинов, погибших в боях при освобождении села Верхний Салтов, села Украинка Волчанского района Харьковской области. - Харьков: Типография ВИ НГУ. 1998. По этой книге становится понятно, что некрополь Верхнесалтовского памятника занимает площадь около 100 га, где есть не менее 40 тыс. катакомб. (Крыганов)
(Author?) Синкасарь. Записки Одесского общества истории и древностей. 5 Т. Одесса. 1863 г. Синаксарь - греческая рукописная книга религиозного содержания. В средние века он хранился в одном из христианских монастырей Сугдеи, и его владельцы время от времени делали на его полях пометки об интересных с их точки зрения событиях. В середине 19 века судакский Синаксарь был обнаружен на острове Халка в Средиземном море и опубликован в 1863 г. в пятом томе " Записок Одесского общества истории и древностей "
(Author?) Сказание о царстве Казанском. М., 1959. (Бариев)
(Author?) Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция тезисы докладов. СПб., 1998. (Кестлер)
(Author?) Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени Сб. тезисов М., 1993. (Кестлер)
(Author?) Славяне и скандинавы. М., 1986. (Новосельцев)
(Author?) Словарь книжников и книжности Древней Руси, XI — первая половина XIV в. Л., 1987. (Новосельцев)
(Author?) Слово о полку Игореве (Москва, 1800; переиздание: Москва, 1920).
(Author?) Советская историческая энциклопедия. Болгария Волжско-Камская. Т.2.М., 1962. (Бариев)
(Author?) Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. (Бариев)
(Author?) Тарих ал-Маусил, талиф Аби Закарй-а Йазид ибн Мухаммад ибн Йиас ибн ал-Касим ал-Азди. Тахкик Али Хабиба. Ал-Кахира, 1387 Х.-1967 м. (Гараева)
(Author?) Тарих Баб ал-абваб. Относится к группе исторических источников на арабском и персидском языках — местные истории, в основном из прикаспийских областей. Ширванские, арранские и дербентские хроники, составленные в самом начале XII в. на арабском языке. Извлечения из этой летописи уцелели при своеобразных обстоятельствах. В конце XVI в. османские войска оккупировали Закавказье и в числе прочей добычи вывезли оттуда рукописи, в том числе "Тарих Баб ал-абваб". Изложение событий в "Тарих Баб ал-абваб" начинается со второй половины VIII в. и заканчивается 1075 г. В этом источнике много новых данных о русах на Кавказе Х — первой трети XI в. Здесь же есть сведения о хазарах IX—X вв., т. е. времени, когда других известий об их политической активности на Кавказе мало. (Новосельцев)
(Author?) Тарих Халифа ибн Хаййат ли-л-имам ал-мухаддис Аби Умар Халифа ибн Хаййат Шабаб ал-Усфури. Тахкик Акрам Дийа ал-Умари. Ан-наджаф. 1386 Х. 1967. (Гараева)
(Author?) Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. (Бариев)
(Author?) Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 1 // МИА. 1958. Т. 2 // МИА. 1959. Т. 3 // МИА. 1963. № 109. (Артамонов)
(Author?) Форум в Интернете. Происхождение хазар. Ответы и комментарии.
(Author?) Форум молдавский. Problema Evreiasca in Romania. Moldova > Hardcore Moldovenesc > Politica
(Author?) Хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия // РБ. 1895. Август. (Астайкин)
(Author?) Хазарские книги. Иосиф упоминает о каких-то хазарских книгах, но нет оснований считать эти книги ("сфарим") историческими трудами. (Новосельцев)
(Author?) Хазарские письма. In Yevreiskaya Biblioteka, vii., St. Petersburg, 1879. Хазары в Еврейской энциклопедии. (Розенталь)
(Author?) Хвадай Намак Данишвара. Табари и Фирдоуси, восходя к одному источнику (по-видимому, «Хвадай Намак Данишвара), дополняют друг друга, и рифмованное повествование иногда оказывается более полным, чем прозаическое. Составители "Хвадай-намак" никаких предшествующих (до VI в.) среднеперсидских сочинений исторического жанра не знали. Подробный и связный рассказ в "Хвадай-намак" начинался, по-видимому, с V в. Но даже для VI в. информация этого источника была еще явно неполной, и к ней, особенно в арабских обработках, надлежит относиться критически. (Новосельцев) (Артамонов)
(Author?) Хронос. Даты. Хроника хазар в Интернете. 2006 г.
(Author?) Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber", Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).
(Author?) Bibliographie de la question Khasar. Bulletin of the N.Y. Труды Русских ученых за рубежом. библиография по хазарам, составленная Славянским отделом Нью-Йоркской публичной библиотеки, опубликована в "Bulletin of the New York Public Library". 42 (N.Y., 1938), а вслед за тем в книге Моравчика (Moravcsik G. Byzantinoturcica. 1. Berlin, 1958). (Гумилёв)
(Author?) Chronica Gallica. ed. Mommsen, MGH, Auctores Antiquissimi, vol. 9 (1892). Издание "Monumenta Germanica Auctores antiqui". В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский) (Иордан)
(Author?) Chronicon Paschale. ed. Dindorf (Bonn, 1832). "Пасхальная хроника" относится к числу довольно сложных по своему происхождению источников. Это произведение, во-первых, принадлежит не одному автору и, во-вторых, будучи компилятивным по своему характеру, теряет в достоверности. Этот источник написан в VII в., и в своё время ещё Штриттер счел необходимым сделать из него соответствующую выписку. Но есть другая выписка, более интересная по содержанию и имеющая более непосредственное отношение к истории древних славян, чем та, которую предложил Штриттер, ибо последняя прямо не говорит о славянах и, по-видимому, в самом тексте "Пасхальной хроники" является позднейшей интерполяцией. Впервые эта хроника была издана в 1615 г, Радером в Мюнхене (издание Диндорфа, Bonn, 1832). Из учёных никто не работал специально по этому источнику. Вот отрывок 47 395-396. (626 год) …Наши вытащили на берег все однодеревки, а проклятый каган вернулся в свой лагерь и велел отвести от стен все военные машины, которые он выстроил, уничтожить ограды, которые он здесь воздвиг, и разрушить все башни; ночью же каган сжег свой укрепленный лагерь и все военные приспособления, сняв предварительно с таранов кожи, которые он убрал. Некоторые рассказывают, что славяне, увидев происходящее оставили лагерь, удалились и тем заставили проклятого кагана следовать за собою.
(Author?) Collection of Bulgarian essays entitled Bâlgari i Xazari is published by TANGRA TanNakRa. 2003. (Brook)
(Author?) Collection of Turkish essays entitled Hazarlar ve Musevilik is published by KaraM Yayýnlarý of Çorum, Turkey. 2005. (Brook)
(Author?) Editors. "7'nci yildizin esrari çözüldü." Sabah (Istanbul, Turkey, August 19, 2001). (Turk) (Brook)
(Author?) Latini, ed. A. Bachrens (Leipzig, 1874). (Вернадский)
(Author?) Lost Empire: The Thirteenth Tribe, by Arthur Koestler." Economist 259 (April 24, 1976). (Engl) (Brook)
(Author?) Mandeglis (or Medgelis) Document. This is an early manuscript which was allegedly discovered by Abraham Firkovich in the wall of the synagogue of Mandeglis (or Medgelis) in the Caucasus in 1840/1. The document, 58 x 15,5 cm, was published by the (proFirkovich) Orientalist D.A. Chwolson in 1863. It mentions a visit of the Kievan ambassador to the Crimean Khazar ruler, to consult him about which religion to adopt. A.Y. Harkavy claimed that it was a forgery (подделка), after it disappeared conveniently in 1876 from the St Petersburg library of which Harkavy himself was in charge. This event contributed to the bad name Firkovich and his publications got in academic circles. But, surprisingly, the Mandeglis document was recently rediscovered (by V.V. Lebedev) in the same St Petersburg library, from which it was supposed to have disappeared. New archeological discoveries have caused Vsevold L. Vikhnovich and others to assume that there is at least a nucleus of historical truth in the story told in it. This episode raises, however, some interesting questions regarding A.Y. Harkavy's reliability and trustworthiness. Mandgelis Document is a letter in Hebrew dated AM 4746 (985–986) refers to "our lord David, the Khazar prince" who lived in Taman. The letter said that this David was visited by envoys from Kievan Rus to ask about religious matters — this could be connected to the Vladimir conversion which took place during the same time period. Taman was a principality of Kievan Rus around 988, so this successor state (if that is what it was) may have been conquered altogether. The authenticity of this letter, the Mandgelis Document, has however been questioned by such scholars as D.M. Dunlop. (Schur N)
(Author?) Sogdiana and the Hiung-Nu/ Central Asiatic Journal. 1955. Vol. 1. (Артамонов)
(Author?) Taalumat ha-menorot mi-Ts'elarevo (The Enigma of the Menoroth from Celarevo). Tel Aviv: Bet ha-tefutsot al shem Nahum Goldman, 1984. (Hebr) (Brook)
(Author?) The Jerusalem Post. Serious scholarship into the Khazars only began in the 19th century, and throughout the 20th century many important discoveries were made. In modern Israel, there is considerable interest in the grand history of the Khazar Jewish people. Several Israeli novels include Khazarian themes and characters. Israeli media such as The Jerusalem Report and The Jerusalem Post have covered Khazarian history from time to time.
(Author?) The Times. 1952. January 12. В газете была напечатана статья, в которой показывалось, что, якобы, изучение истории хазар в России прервалось, после вмешательства в науку некомпетентных лиц, которое выразилось в появлении в газете «Правда» статьи некоего П.И. Иванова «Об одной ошибочной концепции». (Артамонов)
(Author?) Альбом "Абоба-Плиска". Известия Русского археологического института в Константинополе. София, 1905. Альбом рисунков, помещенных в Отчетах Императорской археологической комиссии за 1882—1898 гг. СПб., 1906. В северо-восточной Болгарии находили обломки котлов с внутренними ушками еще в первые годы раскопок в Плиске [Альбом "Абоба— Плиска", 1905]. Это обстоятельство и послужило основанием для предположения о принадлежности котлов древним болгарам, хотя обнаруженные в Плиске впоследствии целые сосуды заметно отличались от нижнедонских. (Винников, Плетнёва.)
(Author?) Баварский географ. («Geographus Bavarus») долгое время ошибочно датировался XI-XII вв., а его создание связывалось с одним из баварских скрипториев. И то, и другое оказалось неверным. Записка (по крайней мере, ее единственный известный список) возникла в швабском монастыре Райхенау в верховьях Рейна, на юго-востоке Германии. Правильнее назвать этот источник не «Баварским», а «Швабским географом». Выяснилось также, что памятник много древнее и возник еще во второй половине IX века. В рукописи небольшой текст носит название «Описание народов и областей к северу от Дуная» и представляет собой перечень более полусотни племен и народов Центральной и Восточной Европы, у границ Франкского государства или вдоль торговых путей далеко за его пределами. Племена в основном славянские. Ближе к концу находим упоминание о Руси рядом с хазарами: «хазары (Gaziri)? 100 городов, Русь (Ruzzi), ... луколяне (Lucolane), венгры (Ungare)» и проч. Ученые разных стран выдвигают различные аргументы, предлагая тот или иной вариант прочтения загадочной фразы: “Caziri, civiyates С. Ruzzi. Forsderen. Liudi. Fresiti. Serauici. Lucolane. Ungare ”(в переводе: “Хазары. Городов 100. Русси. Форсдерен. Люди. Фрезити. Серависи. Луко-лане. Унгаре”. Племена волынцевской и развившихся из нее роменской, боршевской и окской культур заселили обширную территорию — лесостепные и отчасти лесные земли левобережья Днепра, верхнее течение Оки и Воронежское Подонье. Есть предположение, что сведения о славянах и Руси получены от будущего моравского архиепископа Мефодия, который после конфликта с баварскими епископами пребывал в изгнании в начале 870-х гг. и занесен вместе с учениками в числе здравствующей братии монастыря Райхенау в так называемую «Книгу побратимов». Брат Мефодия, св. Константин-Кирилл, также упомянут, но уже в качестве покойного. Весьма вероятно, что сведения о далеких славянских и не только славянских племенах, о Руси могли быть получены от Мефодия, которые собрал их в ходе миссионерской деятельности славянских первоучителей. Такая гипотеза увязывает два синхронных и по сути тождественных процесса: кирилло-мефодиевскую миссию в Великоморавском государстве и так называемое «первое крещение» Руси из Константинополя ок. 867 г. (известно по византийским источникам). Киев и мораво-баварское Подунавье уже в IX в. оказались соединены торговым путем «из немец в хазары». (Самойлова) Пашкина) (Херрман. Ruzzi)
(Author?) Бундахишн. Известно, что еще задолго до Фирдоуси, в древности, начал формироваться прототип «Шах-намэ» («Книга царей») — жанр хроники, так называемая «Книга владык» («Хвадай-намак»), например, официальная пехлевийская хроника VI века — история иранских царей династии Сасанидов (III—VII вв.). При дворах сасанидских царей велись и тщательно сохранялись хроники всех царствований. Один из сводов истории Ирана («Книга владык») был составлен по указу Ездигерда III, последнего иранского царя сасанидской династии, погибшего потом при нашествии войск Арабского халифата (VII в.). Эта история (легендарная ее часть) отражается и в зороастрийской книге «Бундахишн», что не случайно, ибо зороастризм являлся государственной религией Сасанидского государства.
(Author?) Былина русская. В русской былине «Бой Ильи Муромца с Жидовином» его побил Илья Муромец. Там он назван Нахвальщиной, похвалялся своей силой. „Из этой земли из Жидовския приехал Жидовин могуч богатырь». (Вернадский)
(Author?) Бытие. 10, 3. К Яфету обычно возводились родословные северных народов. А хазары возводятся к Тогарме. Магогом, согласно Книге Бытия, X. 2-3, звали оклеветанного дядю Тогармы. Сыном Тогармы был Хазар. Иосиф происходил от сыновей Тогармы (седьмой) (Кестлер) (Новосельцев)
(Author?) Венгры в Восточной Европе // Археология СССР Финно-угры и балты в эпоху средневековья М., 1987. (Кестлер)
(Author?) Волжская Булгария в домонгольское время (Х - начало XIII веков). Казань, 1997. (Кестлер)
(Author?) Волжская Булгария и монгольское нашествие: Сборник. Казань, 1988. (Бариев)
(Author?) Вопросы этногенеза тюрко-язычных народов Среднего Поволжья: Сборник статей. Казань,1971. (Бариев)
(Author?) Воскресенская летопись. СПб., 1908. (Бариев) (Новосельцев) (Артамонов)
(Author?) Восточные источники по истории Дагестана: (Сб. статей и материалов). Махачкала, 1980. (Кестлер)
(Author?) Галльская хроника. Около 440 г. аланский вождь Бохар получил для своей орды земли в Арморике, между нижней Луарой и Сеной. Имя Еохар может быть выведено из осетинского языка: ieukhar означает "едок проса" по-осетински. В "Галльской хронике" (около 440 г.) зафиксировано, что во времена поселения на новых землях аланы встретились со значительным сопротивлением, которое, однако, было сломлено. Имя реки Дон, притока Видены, может рассматриваться как свидетельство аланской колонизации в Арморике. (Вернадский)
(Author?) Гениалогия тюрок. К 5-6 векам, вероятно, можно отнести и указания на давнюю связь хазар и русов в сочинении "Генеалогии тюрок" (они сложились в хазаро-персидской среде в VIII — X вв.), где Хазар и Рус — родные братья. (Галкина)
(Author?) Дербент-Намэ. К древней истории восточного Кавказа. Тарихи Дербент-намэ (с 9 приложениями) / Пер. с азербайджанского Велимбекова. Тифлис, 1898 (примечания заимствованы у Казембега). (Артамонов)
(Author?) Дербентские хроники. Хазары упоминаются в дербентских хрониках конца XI — начала XII в. (Ишутринов)
(Author?) Документы Нойбауэра и Манна. Только два документа, обнаруженные в каирской генизе и опубликованные Нойбауэром и Манном, с очевидностью свидетельствуют о мессианском движении в Хазарии в XI и XII вв. Первый: «Во дни правителя, чьё имя было аль-Афдаль, восстали сыны притеснителей народа израильского и возомнили себя пророками, но ошиблись они в пророчествах своих. В горах земли Хазарской появился еврей, чьё имя было Соломон бен-Дуги. Имя сына его было Менахем, и был с ними один красноречивый муж, чьё имя было Эфраим бен-Азария Иерусалимлянин, известный как бен-Сахалон [Сахлун?]. Они написали письма ко всем евреям, живущим поблизости и вдали, во все страны, лежащие вокруг них… Во всех письмах говорилось, что пришло время, когда Бог решил собрать Свой народ Израильский ото всех земель в Иерусалим, святой град, и что Соломон бен-Дуги был Илией, а сын его Мессией». (Аль-Афдаль, фатимидский визирь, правил в Египте в 1094-1121 гг.) Во втором документе, повествующем о событиях ок. 1096 г., содержится следующее: «И все общины были взволнованы и обратились к Богу постом и милостыней. И так из области Хазарии, как они говорили, двинулось семнадцать общин в ‘пустыню народов’, и мы не знаем, соединились ли они с коленами или нет». Оба этих источника до сих пор не фигурируют в русских исследованиях по хазароведению, тем более — по «Палее Толковой». (Грищенко)
(Author?) Дорогами тысячелетий: Сборник исторических очерков и статей. Книга первая. М.,1987. (Бариев)
(Author?) Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975. М., 1976. (Астайкин)
(Author?) Древнетюркский словарь. Л., 1969. (тексты, из которых видно, что ябгу ниже хакана, но выше шада). (Новосельцев)
(Author?) Еврейская энциклопедия. Петербург, 1906-1913, тт. 1-16. В томе 1 содержится большая статья и литература о Халеви. (Артамонов)
(Author?) Еврейский ученый Иехуда ha-Леви, писавший около 1140 г., ссылаясь на какие-то летописные книги, считал, что хазарский царь принял иудейство за 400 лет до него, т.е. около 740 г. Эту дату принял и пытался обосновать Д. Данлоп.
(Author?) Жизнь и известия о Багратидах. В грузинском источнике "Жизнь и известия о Багратидах" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола". Это приблизительно соответствует другому грузинскому источнику – «Обращение Грузии».
(Author?) Житие Иоанна Готского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет «Житие Иоанна Готского», записанное в начале IX века.
(Author?) Житие Стефана Сурожского. Из византийской житийной литературы прямое отношение к хазарской теме имеет дошедшее до нас в славянорусской редакции «Житие Стефана Сурожского», записанное в начале IX века.
(Author?) Из истории ранних булгар: Сборник. Казань, 1981. (Бариев)
(Author?) Известия византийских историков, объясняющие Российскую историю древних времен и переселения народов. СПб. 1770-1775. Ч. 1-IV. (Астайкин)
(Author?) История Восточной Римской империи. Глава о хазарах. Вышла в Лондоне в 1912 году.
(Author?) История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Л., 1958. (Новосельцев)
(Author?) История Казахской ССР. Т.1. Алма-Ата, 1957. (Бариев)
(Author?) История на България: Първа Бългорска держава. София, 1981. (Новосельцев) (Комар В.)
(Author?) Казанская история. М., Л., 1954. (Бариев)
(Author?) Казачий cлoвapь-cпpaвoчник. Кaзap.
(Author?) Картлис цховрэба. Древнеармянский перевод "Картлис цховрэба". Тбилиси, 1953. Тбилиси, 1955. На др.-груз. яз. Памятники древне грузинской агиографической литературы. Тбилиси, 1964. Вып. 1. Обширный свод грузинских летописей "Картлис цховрэба" сложился в XII в. В его состав вошло несколько сочинений очень сложного состава. Упоминания там о хазарах исторической ценности, как правило, не имеют. (Новосельцев)
(Author?) Китай. Annals of The Former Han (Ch'ien Han Shu). Английский перевод гл. 96: A. Wylie, "Notes on the Western Regions, IASG, 10 (1881). Китай. Шиен Хан Шу. "История старшей Хань", скопированная в первом веке н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. Annals of The Later Han (Heou Han Shu). Французский перевод гл. 118: Chavannes, "Les pays d'Occident d'apres ie Heou Han Chou", TP, 8 (1907). Китай. Хеоу Хан Шу. "История младшей Хань", скопированная во второй четверти пятого века н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. Historical Records (Shi-ki). Английский перевод. F. Hirth, "The Story of Chang K'ien", IAOS, 37 (1917). Шики. "Исторические записки", начатые в конце второго века до н.э. и законченные между 74 и 49 гг. до н.э. События в Центральной Азии, которые обладают значимостью для понимания причин западного движения как сарматов, так и гуннов, лучше всего прослеживаются в китайских хрониках. (Вернадский)
(Author?) Китай. T'ang-shu. Chinese chronicle by the anonymous authors. T'ang-shu reads: "K'o-sa [Khazars]. belong to the stock of the Turks." (cited in Peter Golden, Khazar Studies). Тан шу (T'ang-shu) перевод Бичурина, Собрание сведений. (Brook)
(Author?) Китай. Гуаньму. О столкновении 555 г. есть упоминание в Ганьму (Бичурин. История Китая. Т. 7. См. под указанным годом). (Артамонов)
(Author?) Китай. Ляоши. О фициальная история династии Ляо
(Author?) Книга Велеса. (Киракошьян)
(Author?) Легенда о Нибелунгах. Поэтическая легенда о девятилетнем мальчике, брошенном с отрубленными руками и ногами в болото, от которого потом произошли Ашина и гунно-тюркюты, в переводе с гуннского на древнетюркский, потом на китайский и, наконец, на европейские, превратилась в изложение сюжета, как если бы кто-либо составил пересказ «Песни о Нибелунгах», убрав из неё все удачи. Скорее всего Песнь о Нибелунгах является таким же отзвуком гуннской трагедии, как и легенда о волчице. Только западный вариант сохранился лучше, так как пергамент сохранился лучше, чем береста.
(Author?) Моджмал ат-таварих. Тегеран, 1939: На перс. яз. ("Собрание историй"). Анонимная компиляция начала XII в. (1126 г.). Начинается она с мифических царей Ирана, причем автор прямо говорит, чем он пользовался,— трудами Ибн Мукаффы, ат-Табари, Фирдоуси. Истрин цитирует из этого сочинения: «Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашел места себе». Затем следует история Сасанидов, тюрок, греков, евреев, арабов, мусульманских государств до Газневидов и Сельджукидов. Самое интересное в этом труде для нашей цели — объяснение различных титулов правителей и должностных лиц. Последняя часть — географическая, где изложение идет по климатам. Есть там родословная хазар. Здесь хазары вместе с турками, русами, булгарами, буртасами, славянами, китайцами и другими северными и восточными народами возводятся к Яфету и, ссылаясь на какие-то "Книги путей и стран", дает краткое описание страны хазар и их столицы г. Хазаран на р. Атиль. А затем излагается красочная легенда о взаимоотношениях братьев: Хазара, Руса и Славянина. Она также основана на данных, взятых у арабских географов IX—Х вв. о хазарах, славянах и русах, но персонифицированных в образах легендарных родоначальников этих народов. В качестве других братьев Хазара названы Турок, ас-Чин (китаец), все они для анонимного автора выступали как родственные северные народы. (Новосельцев) (Истрин)
(Author?) Мокцевай картлисай. Фрагменты древнейших грузинских летописей вошли в состав "Мокцевай картлисай" ("Обращение Картли"), памятника, скорее всего, IX-Х вв. В них есть данные о хазарах VII в. (Новосельцев)
(Author?) Надгробные надписи в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство. Первые свидетельства о евреях на территории бывшего СССР относятся к 1 в. н.э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные в юго-восточной части Крыма и на Таманском п-ове, входивших в Боспорское царство.
(Author?) Новгородская первая летопись. (Новосельцев)
(Author?) Обращение Грузии. Перевод Такайшвили Е.С. В грузинских источниках взятие Тбилиси хазарами и мучительная казнь начальника крепости в 627 г. излагаются несколько иначе, чем в Истории агван. В "Обращении Грузии" говорится, что Ираклий оставил для осады Тбилиси "Эристава Джибго", т.е. джебу-кагана армянского историка, а сам пошел воевать с царем Хуасро (Хосровом). "Джибго этот после немногих дней взял Калу (цитадель Тбилиси), пленил упомянутого начальника крепости, наполнил ему рот драканами (драхмами), затем снял с него живого кожу и послал вслед за царем в Гардабан, в дом Вараза-Григола".(Артамонов)
(Author?) Опыт моделирования этнического образа Аттилы по данным письменных источников// Историк и его дело (Серия памяти В.Е. Майера) Межвузовский сборник научных трудов. Ижевск, 2003. (Пузанов)
(Author?) Палея Толковая. Предполагается, что Палея направлена против иудейского мессианства на Руси. Интерес к точному времени написания «Палеи» проявляли и проявляют не только русисты-медиевисты, но и гебраисты, т.к. общепризнано, что «Палея» является ответом на мессианское движение среди иудеев Восточной Европы.
(Author?) Патерик Киевского Печерского монастыря. Изд. Археографической комиссии. СПб., 1911. Мессианское движение 1096 г. в среде византийских иудеев, охватившее различные области Империи, в том числе и Крым, нашло отражение в известном рассказе Киево-Печерского патерика о мученической смерти преп. Евстратия Постника, захваченного в плен половцами во время их набега на Киев летом 1096 г. и проданного затем вместе с другими пленниками некоему еврею из Корсуни (Херсонеса). Согласно повествованию Патерика, Евстратий за отказ принять иудаизм был предан мучительной смерти: на Пасху 1097 г. (5 апреля) он был пригвожден к кресту и спустя 15 дней умер. Автор патерикового "Слова" говорит о необычном "дерзновении" иудеев "по всей области Греческого царства", а также о расправе над ними вскоре после гибели преп. Евстратия. (Карпов Ю.) (Артамонов)
(Author?) Полное собрание русских летописей. М., 1962. М., 1982. (Новосельцев) (Бариев) (Артамонов)
(Author?) Польская летопись. В 1349 г. Джанибек вынужденно сдавал позиции. Анализ малоизвестной польской летописи показал, что Польша смогла овладеть “Русской землей”, лишь договорившись в 1349 г. с татарами — “nuncii Tartarorum venerunt ad Regem Poloniae. Et in fine eiusdem anni Rex Kazimirus terram Russiae obtinuit” (Котляр 1968).
(Author?) Путь из Булгара в Киев: Сборник. Казань, 1992. (Бариев)
(Author?) Рекомендательное письмо. Сохранился формуляр "рекомендательного письма" для евреев, путешествовавших по торговым, религиозным или другим делам из Руси в Иерусалим через Салоники; письмо это датируется предположительно концом XI в. Сама форма документа - формуляр, а не конкретное послание - указывает на устойчивые связи между салоникскими и русскими (прежде всего киевской) еврейскими общинами. Такие же, если не более устойчивые, связи соединяли киевских иудеев с их единоверцами, жившими в Крымской Хазарии. (Карпов Ю.)
(Author?) Свод древнейших письменных известий о славянах (VI-IX вв.). М., 1995. Т. II. (Кестлер)
(Author?) Сельская книга. Сельская книга памяти воинов, погибших в боях при освобождении села Верхний Салтов, села Украинка Волчанского района Харьковской области. - Харьков: Типография ВИ НГУ. 1998. По этой книге становится понятно, что некрополь Верхнесалтовского памятника занимает площадь около 100 га, где есть не менее 40 тыс. катакомб. (Крыганов)
(Author?) Синкасарь. Записки Одесского общества истории и древностей. 5 Т. Одесса. 1863 г. Синаксарь - греческая рукописная книга религиозного содержания. В средние века он хранился в одном из христианских монастырей Сугдеи, и его владельцы время от времени делали на его полях пометки об интересных с их точки зрения событиях. В середине 19 века судакский Синаксарь был обнаружен на острове Халка в Средиземном море и опубликован в 1863 г. в пятом томе " Записок Одесского общества истории и древностей "
(Author?) Сказание о царстве Казанском. М., 1959. (Бариев)
(Author?) Скифы. Хазары. Славяне. Древняя Русь. Международная научная конференция тезисы докладов. СПб., 1998. (Кестлер)
(Author?) Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. Средние века - начало Нового времени Сб. тезисов М., 1993. (Кестлер)
(Author?) Славяне и скандинавы. М., 1986. (Новосельцев)
(Author?) Словарь книжников и книжности Древней Руси, XI — первая половина XIV в. Л., 1987. (Новосельцев)
(Author?) Слово о полку Игореве (Москва, 1800; переиздание: Москва, 1920).
(Author?) Советская историческая энциклопедия. Болгария Волжско-Камская. Т.2.М., 1962. (Бариев)
(Author?) Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. (Бариев)
(Author?) Тарих ал-Маусил, талиф Аби Закарй-а Йазид ибн Мухаммад ибн Йиас ибн ал-Касим ал-Азди. Тахкик Али Хабиба. Ал-Кахира, 1387 Х.-1967 м. (Гараева)
(Author?) Тарих Баб ал-абваб. Относится к группе исторических источников на арабском и персидском языках — местные истории, в основном из прикаспийских областей. Ширванские, арранские и дербентские хроники, составленные в самом начале XII в. на арабском языке. Извлечения из этой летописи уцелели при своеобразных обстоятельствах. В конце XVI в. османские войска оккупировали Закавказье и в числе прочей добычи вывезли оттуда рукописи, в том числе "Тарих Баб ал-абваб". Изложение событий в "Тарих Баб ал-абваб" начинается со второй половины VIII в. и заканчивается 1075 г. В этом источнике много новых данных о русах на Кавказе Х — первой трети XI в. Здесь же есть сведения о хазарах IX—X вв., т. е. времени, когда других известий об их политической активности на Кавказе мало. (Новосельцев)
(Author?) Тарих Халифа ибн Хаййат ли-л-имам ал-мухаддис Аби Умар Халифа ибн Хаййат Шабаб ал-Усфури. Тахкик Акрам Дийа ал-Умари. Ан-наджаф. 1386 Х. 1967. (Гараева)
(Author?) Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967. (Бариев)
(Author?) Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Т. 1 // МИА. 1958. Т. 2 // МИА. 1959. Т. 3 // МИА. 1963. № 109. (Артамонов)
(Author?) Форум в Интернете. Происхождение хазар. Ответы и комментарии.
(Author?) Форум молдавский. Problema Evreiasca in Romania. Moldova > Hardcore Moldovenesc > Politica
(Author?) Хазарская миссия святых Кирилла и Мефодия // РБ. 1895. Август. (Астайкин)
(Author?) Хазарские книги. Иосиф упоминает о каких-то хазарских книгах, но нет оснований считать эти книги ("сфарим") историческими трудами. (Новосельцев)
(Author?) Хазарские письма. In Yevreiskaya Biblioteka, vii., St. Petersburg, 1879. Хазары в Еврейской энциклопедии. (Розенталь)
(Author?) Хвадай Намак Данишвара. Табари и Фирдоуси, восходя к одному источнику (по-видимому, «Хвадай Намак Данишвара), дополняют друг друга, и рифмованное повествование иногда оказывается более полным, чем прозаическое. Составители "Хвадай-намак" никаких предшествующих (до VI в.) среднеперсидских сочинений исторического жанра не знали. Подробный и связный рассказ в "Хвадай-намак" начинался, по-видимому, с V в. Но даже для VI в. информация этого источника была еще явно неполной, и к ней, особенно в арабских обработках, надлежит относиться критически. (Новосельцев) (Артамонов)
(Author?) Хронос. Даты. Хроника хазар в Интернете. 2006 г.
0 Comments:
Post a Comment
<< Home